1877. Первоначальный поход Русской армии в Туркмению
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Народонаселение Туркмении в пределах территории, составляющей ныне Закаспийскую область, составляет в настоящее время примерно 320000 душ. Туркмены составляют несколько племен. Самое бесчисленное, независимое и могущественное из них — текинцы, которые обитали в двух главных группах: в оазисе Ахал-теке (считая туркмен, обитающих на нательном Теджене, принадлежащими к ахалтекинцам.) около 80000—90000 человек, против которых собственно и велась экспедиция, и текинцы, обитавшие в оазисе Мерва по Мургабу – 110000 человек, итого около 200000 душ.

Туркмены в 19 веке 1877. Первоначальный поход Русской армии в Туркмению

Одним из главных средств к жизни у туркмен-теке служили грабежи (аламаны), устремлённые по преимуществу в сторону Персии. Они производились вполне организованным порядком и часто весьма многочисленными партиями. Тысячи рабов-персов уводились текинцами и продавались в Хиву, Бухару или служили в Ахале для черноволосых работ. Персы не раз пробовали смирить текинцев и высылали против них значительные силы, но воинственные и храбрые текинцы большею долей наносили персидским войскам поражения. Текинцы на своих неутомимых конях могли проходить огромные расстояния, появляться и исчезать вдруг. В набегах кроме конных принимали участие и пешие туркмены, которые ехали на верблюдах. Не довольствуясь грабежом своих соседей, туркмены вели непримиримую войну между собою. Все туркменские племена имели кровавые между собою племенные и родовые счеты и, при встрече в пустыне туркмен между собою, слабейший платился лишением табунов и даже жизни. 

Весьма симпатичные своею храбростью, гостеприимством, любовью к своей земле, текинцы имеют и много отталкивающих качеств. Они бессердечны, вероломны, лживы, завистливы и прожорливы. В числе их пословиц находятся следующие:
«Кто взялся за рукоять сабли, тот не ищет более никакого предлога».
«Туркмен на коню не знает ни отца, ни матери».
«Где город, там нет волка, где туркмен, там нет мира». 

Сбор партий на аламан начинался после полевых трудов в сентябре и продолжался до мая. В начальники каждой партии выбирали сардара, которому и повиновались беспрекословно. Величина партий от 150 человек доходила до 1000. Текинские партии заключались из конных и пеших людей. На каждых двух пехотинцев брался один верблюд. Оружие текинцев состояло из кривых шашек, какими наносились страшные удары, пик, пистолетов и ружей самых разнообразных систем: фитильных, курковых, охотничьих двустволок. При нападении на узбеков Бухары и Хивы туркмены кидались в шашки на нукеров (род регулярной конницы в составе гарнизонов пограничных пунктов Бухары и Хивы), или завязывали с ними перестрелку и затем, отходя, наводили на сидящую в засаде пехоту.
Отправляясь на аламан в Персию, где всякая пограничная деревня окружена высокою глиняною стеною, хватали с собою складные лестницы для штурма. Скрываясь до наступления темноты, туркмены в сумерки внезапно врывались в деревню, стараясь успеть к минуте загона в деревню скота; лезли па стены, резали сопротивлявшихся, вязали беззащитных. В то же время скот отгонялся в заблаговременно условленное место. В случае неудобной для конного набега местности туркмены спешивались, подползали ночью к стенам и на рассвете штурмовали их по лестницам. Во всех этих набегах у туркмен выработалась чрезмерная способность к одиночному бою холодным оружием, а также способность и любовь к бою ночью.

Безнаказанность многочисленных аламанов, безнаказанность увода в плен тысяч пленных и нескрываемый ужас, внушаемый текинцами населенно Хивы, Бухары, Персии и Афганистана, дали текинцам право считать себя храбрейшим в свете народом и раскрутили в них чрезвычайную гордость. Несколько одержанных побед над многочисленными войсками хана Хивинского и шаха Персидского дали им право находить себя, кроме того, народом непобедимым. В 1855 году хан Хивинский предпринял против текинцев поход, но потерпел разгром, был захвачен в плен и зарезан.

В 1860 году персияне, доведенные до крайности грабежами туркмен, предприняли против Мерва поход с бесчисленной армиею, состоявшею из 13000 пехоты, 10000 кавалерии и 33 орудий. Эти войска были наголову разбиты текинцами. Удалилась домой только часть кавалерии, но пехота и все орудия достались в руки туркмен. Вслед за этою победою, цена на невольников на рынках Бухары и Хивы пала до 7 руб. 50 коп. за каждого персиянина.

Россия вступила в сношение с туркменами еще при Петре Великом. Во пора несчастной экспедиции Бековича-Черкасского в Хиву, нами были построены две крепости на восточном берегу Каспийского моря, но в 1717 году обе бывальщины оставлены. В начале нынешнего столетия туркмены-иомуды, теснимые текинцами, просили не раз нашего подданства. В 1869 году в ноябре отряд наш из 1000 человек с 6-ю орудиями, под начальством полковника Столетова, высадился в Муравьевской бухте и заложил Красноводск. Затем в течение последующих 4-х лет мы произвели ряд храбрых движений по степи небольшими отрядами и доходили в одну сторону почти до бассейна Аму, в другую до Ахалтекинского оазиса. 1873 год имел для всей Азии огромное смысл. Непобедимая до тех пор Хива пала. С 1873 года по 1877 мы старались не распространяться вглубь туркменских степей, но неопределенность и необеспеченность подчинившегося нам народонаселения вынуждала нас оградиться со стороны текинцев, пользовавшихся всяким случаем для грабежей. В 1877 году состоялось решение занять башку Текинского оазиса Кызыл-Арват. При этом предполагалось возможным занять этот пункт мирным путем, не прибегая к оружию.

Твердыня Геок-Тепе 1877. Первоначальный поход Русской армии в Туркмению

Сила отряда назначена: 9 рот, 2 сотни, 8 орудий (1800 человек) при 1900 верблюдах. Отряд наш подлинно занял Кызыл-Арват без боя, но через несколько дней мы были атакованы значительным скопищем текинцев, собравшихся для вытеснения войск наших, из оазиса. Текинцы бывальщины отбиты с потерею около 200 человек; мы потеряли 12 человек. К сожалению, недостаток продовольственных запасов, трудность и необеспеченность их подвоза от Красноводска бывальщины признаны достаточною причиною для отступления наших войск, которое в глазах туркмен составило доказательство их первой победы над русскими.

Чтобы опять поднять наше обаяние и умиротворить степь, в январе 1879 года решено было сформировать сильный отряд, завоевать текинцев и занять в их оазисе какой либо пункт, удобный как для прочного обладания оазисом, так и для устройства безопасного сообщения с Каспием. Объектом действий экспедиции выбран район Геок-тепе. Движение же из Ахала к Мерву строго воспрещалось. Воспрещалось также нарушение неприкосновенности персидской территории, но притом указывалось на нужда пользоваться ею для приобретения довольствия и перевозочных средств. Начальником экспедиции назначен командир 1-го Кавказского армейского корпуса генерал-адъютант Лазарев.

Для производства экспедиции в Закаспийский кромка было сосредоточено 17 батальонов, 20 эскадронов и сотен, 34 орудия (12000 человек и 4230 лошадей). К сожалению, транспортирование этих войск на восточный берег Каспия состоялась ранее своза запасов, необходимых для экспедиции, а между тем транспортные оружия по Каспию были на столько незначительны, что едва успевали подвозить текущее довольствие для войск. Пришлось для того, чтобы образовать резерв довольствия для экспедиции, уменьшить дачу сухарей. Дошло до того, что войска в Чекишляре несколько дней не варили горячей еды, не имея дров. Кроме сбора верблюжьих транспортов, решено было выставить от подрядчика 1,500 небольших татарских арб. Этот вид обоза очутился непригодным, подобная арба в значительной степени везла груз только для лошади, в нее запряженной. Верблюдов собрано 6700, что очутилось тоже недостаточным для всего отряда. Поэтому из 17 батальонов в состав экспедиционного отряда пришлось назначить только 8 батальонов, 10 эскадронов и сотен, и 12 орудий.

Текинцы, разузнав о сборах русских войск, собрали совет, на котором было решено не допускать русских в Ахал, для чего выставить на Бендесенский перевал 6000 человек конных и пеших бойцов. Но перевал был уступлен нам без боя, лишь после незначительной перестрелки. Туркмены отступили к Беурме и здесь состоялось второе решение: всем обитателям Ахала собраться в Геок-тепе. Решено было укрепиться около бугра Денгиль-тепе и защищаться до последней степени. Немедленно притуплено к трудам по постройке крепости таких размеров, чтобы она могла вместить всех собравшихся жителей. На каждые 10 семейств назначен был популярный участок стены. Работали все поголовно. Тем не менее, ко времени прихода нашего отряда крепость еще далеко не была закопчена: восточный фас сделан лишь на половину, но и с прочих сторон стены не доведены до полной высоты и через них виднелись стоявшие внутри кибитки.

14-го августа в Чате скончался генерал Лазарев и начальство над экспедициею зачислил, как старший, генерал-майор Ломакин. По сосредоточению войск в Ходжакале и Бендесене, по расчету перевозочных средств, пришлось еще более уменьшить отряд вторжения и ограничить его 6 1/4 батальонами, 6 сотнями, 2 эскадронами. Отряд был обеспечен довольствием на 15 дней, 120 патронами на винтовку и комплектом снарядов на орудие. При нем следовал парк в 120000 патронов и летучий отряд Алого Креста из 20 одноколок. Весь обоз состоял из 2350 верблюдов. 22-го августа выступил авангард, а на следующий день основные силы. 28-го августа движение к Геок-тепе было произведено тремя колоннами. Текинская кавалерия встретила наши армии за 8 верст от крепости, но была отогнана, задержав две задние колонны на два часа. Первая колонна из 3 1/4 батальонов, 5 эскадронов и сотен и 6 орудий пришлась к 11 часам утра к крепости и открыла огонь. Предварительной рекогносцировки произведено не было. Наши войска вышли к северо-западному углу твердыни, где находились: сильная кала, мельница и плотина, а вокруг них целая сеть из ручьев и глиняных заборов. Войска наши без особого труда завладели этой позицией, но, выйдя на плотину, попали под меткий, близкий огонь из крепости. Войска остановились и залегли за плотиною, поддерживая, в ожидании прибытия другой колонны, редкий огонь с текинцами. Вторая колонна прибыла к крепости только в 3 1/2 часа пополудни и выстроила военный порядок против северного фронта крепости. Войска пришли весьма усталые от жажды и большого перехода по пескам. Тем не немного решено было немедля произвести штурм. Войскам первой колонны назначалось овладеть западным, а второй колонне — восточным фасами твердыни.

Перед началом штурма, 8 наших орудий с близкой дистанции начали поражать стоящие на валах густые массы текинцев. Разгром было весьма действительное, и скоро из крепости появились беглецы, прося прекратить огонь и начать переговоры. Считая эти предложения лишь уловкою, чтобы затянуть время и ночью очистить крепость, Ломакин в 5 часов пополудни по залпу из 4-х орудий подал сигнал для штурма. Армии храбро бросились вперед, но лишенные лестниц местами не могли взобраться на стены, а там, где и удалось это, они встретили против своих одиночных усилий гурьбы отчаянного противника с холодным оружием. Тем не менее несколько партий солдат с офицерами во главе успели прорваться даже вовнутрь крепости, но, попав в узкие проходы между кибитками, все погибли в неравной рукопашной борьбе. Штурм был отбит и войска наши, сорванные боем, отступили. Текинцы в массах выступили из крепости. Самоотверженное поведение 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады и прибытие батальона, прикрывавшего ранее обоз, дали возможность застопорить текинцев; при этом некоторые выстрелы наших орудий сделаны почти в упор. Наши потери оказались весьма положительными. Мы потеряли убитыми офицеров 7, нижних чинов 178; ранеными офицеров 20, нижних чинов 248. Итого 453 человека.

Оружие убитых и раненых в значительной степени досталось в руки туркмен (и они им весьма умело воспользовались против нас в походе 1880—81 годов). Ночью армии наши собрались в свой вагенбург, а на другой день начали отступление обратно. 3-го сентября отряд прибыл в Беурму, а 16-го сентября отошел к Тер-сакану. Неуспех этой экспедиции прежде всего объясняется недостаточною подготовкою ее в отношении запасов. 

Большая численность войск оказалась лишь в тягость нам. Из 12000 человек принимает участие в штурме только 3000 человек, т.е. 1/4, а 3/4 расходуются для обеспечения тыла и обрекаются на бездействие. Распоряжения по штурму тоже могут объясняться лишь крайним презрением к противнику. Войска вступают в дело без связи в колоннах, без рекогносцировки. Все войска без резерва входят сразу в военную линию и занимают весьма растянутое расположение. Подготовка огнем, особенно ружейным, почти отсутствует. Штурм производится без лестниц. После неуспехи войска не стараются зацепиться за местные предметы, чтобы повторить его, а отходят назад к вагенбургу и, наконец, быстро отступают из оазиса. Вся экспедиция имеет вид несчастливо совершенного набега.

Это поражение русских войск тяжело отозвалось на положении нашем во всей Азии. Покоренные нами народы возвысили голову. Полунезависимая Бухара и даже Хива увидели возможность не только борьбы, но даже победы над непобедимыми до тех пор в Азии русскими армиями. И без того грозное в Азии племя текинцев окружалось ореолом непобедимости даже против русских. Их подвиги, преувеличенные молвою, передавались ненасытным слушателям на базарах Азии, воспламеняя и фанатизируя мусульман. Необходимым становилось повторить экспедицию и решительным ударом разгромить текинцев. Текинцы преследовали наши отступившие к Чату и Чекишляру армии. Осенью и зимою 1879 года они произвели ряд нападений на наши транспорты и, главное, на принявших наше подданство иомудов. Тысячи башок скота достались им в руки. 

Каждый месяц промедления делал текинцев все более смелыми. Назначенный начальником войск в Закаспийский кромка генерал Тергукасов составил план покорения Текинского оазиса, схожий с тем, который мы приняли для постепенного занятия горных мест Кавказа. По этому плану мы должны были очень осторожно подвигаться вперед и каждый шаг закреплять укреплениями и постройкою штаб-квартир. При этом дело всего Текинского оазиса и прочное водворение в нем требовали четыре года. На такой план не признано было возможным согласиться. После обстоятельного обсуждения нескольких из предложенных планов, в феврале месяце состоялось Высочайшее повеление о направленье начальником экспедиции командира 4-го корпуса генерал-адъютанта Скобелева и последовало утверждение оснований принятого и приведенного в исполнение плана поступков.

Картина В.В.Верещагина “Нападают врасплох”
1877. Первоначальный поход Русской армии в Туркмению

Источник:
Куропаткин А.Н. “Завоевание Туркмении” http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1880-1900/Kuropatkin/text1.htm

>