5 фактов о пилотажной группе «Стрижи»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
5 фактов о пилотажной группе «Стрижи»
5 фактов о пилотажной группе «Стрижи»

5 фактов о пилотажной группе «Стрижи»

6 мая 1991 года почитается днем рождения уникальной пилотажной группы, которую называют лучшей в мире. Входящие в нее шесть пилотов демонстрируют на сверхзвуковых истребителях уникальные коллективные трюки, какие недоступны никому в мировой авиации.

1. Предыстория

«Стрижей» вполне можно отнести к виртуозам, демонстрирующим артистизм громадной аудитории экзальтированных поклонников. При этом следует помнить, что ни один виртуоз не может появиться, что называется, на пустом месте. Асы неба, как и мастера подмостки, выращиваются опытными педагогами на основании законов сформировавшейся за долгие годы школы.

И если сценическую школу заложили такие титаны как Щепкин и Качалов, то пилотажную — не немного великие Нестеров и Чкалов.

Так что мастерство «Стрижей» восходит именно к тем давнишним традициям. Эти традиции в послевоенное время поддерживались на высшем степени в 234-м гвардейском Проскуровском истребительном авиационном полку 16-й воздушной армии. Он начал формироваться в подмосковной Кубинке 1950 году. И одной из значительнейших задач, возлагавшейся на командование части, было проведение воздушных парадов в небе Москвы. Впоследствии полк был включен во вновь образованный Середина показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба.

Вполне понятно, что отбор пилотов при зачислении в полк был жесточайший. И тренировки бывальщины чрезвычайно напряженными. Такого количества полетов, как у «кубинских» асов, не было, пожалуй, ни у кого больше.

И через год — 1 мая 1951 года — полк блеснул на первомайском параде, продемонстрировав индивидуальный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях. Такого прежде в СССР не было.

2. В торжественном построению

Пилоты элитного полка помимо решения своих основных задач по повышению боевой подготовки и отработки приемов ведения воздушного боя занимались также и популяризацией авиации, подготовкой курсантов военных академий, демонстрируя им возможности нынешней техники. Эскорты истребителей сопровождали лайнеры, на которых главы иностранных государств прибывали в Москву. В апреле 1961 года собственно они «привели» в аэропорт «Внуково» самолет, в котором прибыл в столицу после космического полета Юрий Гагарин. С этого момента почетной долгом пилотов 234-го полка стала встреча первых советских космонавтов.

В 80-е годы у асов расширилась география деятельности. Это сделалось следствием расширявшихся внешнеполитических контактов Советского Союза. «Кубинцы» начали демонстрировать летное мастерство на международных авиасалонах. И не лишь мастерство пилотирования, но и новейший истребитель четвертого поколения МиГ-29, который полк начал осваивать в 1983 году.

3. Кушать только МиГ, за него и держись

Многоцелевой истребитель МиГ-29 первый вылет совершил в 1977 году. А его серийное производство завязалось в 1982 году. Первые же вышедшие из цехов московского завода № 30 «Знамя труда» машины начали поступать на базу в Кубинку. В 1984 году МиГ-29 успешно прошел государственные приемочные испытания.

Эти машины, представленные на линии международных авиасалонов, стали сенсацией. Они были способны решать целый ряд боевых задач. Дислоцируясь вблизи линии фронта, МиГ-29 могли наилучшим манером обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям моторизированной армии. Что достигалось значительной неприхотливостью этих машин к состоянию малоподготовленных и укороченных ВПП. Сопутствовать штурмовики, надежно защищая уязвимые самолеты от истребителей F-15 и F-16. Главными достоинствами МиГ-29 были выдающаяся подвижность и маневренность, отличная способность вести ближний бой с натовскими истребителями.

Это в конце 80-х годов было полностью подтверждено сравнительными испытаниями в натовском учебном середине воздушного боя МиГ-29, находившихся на вооружении ВВС ГДР, и истребителей F-15 и F-16. Советская машина превзошла иностранных конкурентов по большинству параметров.

4. Что они могут

Благодаря своим уникальным летным качествам МиГ-29 сделался той самой машиной, на которой «Стрижи» демонстрируют чудеса пилотирования. Слово «стрижи» появилось 6 мая 1991 года, когда в небосвод поднялась шестерка МиГов, имеющая нынешнюю раскраску, которая состоит из тех же самых трех цветов, что и флаг России. При этом дизайнеры представили на фюзеляже черного стрижа.

Название группы, родившееся спонтанно, когда пилоты с семьями собрались на воскресный пикник, тем не немного было утверждено на самом верху. Его одобрил командующий ВВС Московского военного округа Николай Тимофеевич Антошкин, а затем утвердил командующий ВВС России Петр Степанович Дейнекин.

И собственно в тот майский день 1991 года «Стрижи» начали публично демонстрировать уникальную слаженность и синхронность работы в небе.

Для того, чтобы этого добиться, в 1990 году перед эскадрильей МиГ-29 была поставлена задача освоить пилотаж в плотном построению в составе шести самолетов с интервалом, не превышающим трех метров. И при этом выполнять сложный комплекс воздушных приемов.

В арсенале любого пилота «Стрижей» — полный набор фигур высшего пилотажа: «петля Нестерова», «штопорная бочка», «переворот на вертикали», «кобра», «колокол», «чакра Фролова», «хук», «лезвие ножа»… И почти целый набор они выполняют плотным строем. При этом динамика и, соответственно, зрелищность программы возрастает за счет постоянно изменяющегося построения самолетов: «пеленг» переходит в «конверт», «крест», «пирамиду», «крыло», «ромб» и «звезду». Выступление завершается эффектным роспуском аэропланов «тюльпаном».

В середине 90-х годов за «Стрижами» утвердилось звание лучшей пилотажной группы мира, которое они удерживают и поныне. Наиболее вблизи приближаются к ним по мастерству пилотажа разве что «Русские витязи», выступающие на Су-27 и также входящие в состав 234-го авиационного истребительного полка.

Во пора выступления пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» на Дне открытых дверей на авиабазе Военно-воздушных сил России «Кубинка».

5. Ротация

В первоначальный состав «Стрижей» входили подполковник А. Кутузов — ведущий, капитан А. Каташинский, капитан А. Макаренко, майор А. Захаров, майор А. Шерстнёв, майор В. Галуненко, майор В. Евдокимов. Пилоты летали построением из шести машин. И один пилот выполнял фигуры одиночного высшего пилотажа. Все они не только с отличием окончили в свое пора высшие летные училища, но и успели послужить в строевых частях ВВС. Лишь после этого, пройдя жесткий отбор, угоди в суперэлиту истребительной авиации. Для первого состава группы особо памятной наградой является медаль «За укрепление боевого содружества между странами», которую каждому пилоту вручил лично Маршал авиации Кожедуб.

За двадцать с лишним лет своего существования группа несколько раз обновлялась, поскольку служба в ней спрашивает отменного состояния здоровья. При этом замены осуществлялись «точечно». То есть брали одного нового пилота, которого пять «ветеранов» натаскивали на выполнение сложнейших воздушных маневров в группе. С индивидуальным мастерством у «новобранцев», природно, проблем не существует, но полеты в компактном строю требуют от пилотов слаженности на рефлекторном уровне. На такую подготовку уходит полтора-два года каждодневных тренировок.

Штатно группа состоит из шести пилотов. Но сейчас в выступлениях принимают участие пятеро, шестой проходит этап подготовки. Вот имена виртуозов полета: ведущий группы — Сергей Осяйкин, левый внутренний ведомый — Дмитрий Зубков, левый внешний ведомый — Дмитрий Селиванов, правый внутренний ведомый — Дмитрий Рыжеволов, правый внешний ведомый — Денис Коваль.

6. Кто может стать «стрижом»

Попасть в группу «Стрижи» сложнее, чем стать членом сборной страны по футболу. Представители Середины показа авиационной техники им. Кожедуба ездят по строевым частям ВВС в поисках пилотов экстра-класса. Выясняют степень подготовки лучших, определяя при этом их человечьи качества. После этого кандидаты приезжают в Кубинку, где сдают экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен на двухместном учебно-боевом самолете в атмосфере.

Если кандидат выдерживал все приемные испытания, то его переводят служить в 234-й полк. В 90-е годы существовала жесткая возрастная планка — пилот должен был быть моложе 30 лет. Но сейчас этот ценз увеличили на 5 лет.

Однако прием на службу в Кубинку еще не означает, что «новобранец» после двух лет подготовки будет летать со «Стрижами» или с «Русскими витязями». Отдельный кандидаты вскоре начинают понимать, что не готовы в будущем тянуть тяжелую лямку постоянных тренировочных нагрузок, чтобы несколько раз в год щегольнуть в небосводах. У кого-то начинаются проблемы со здоровьем. А кого-то не принимает сама группа — как по технике пилотирования, так и по чисто человеческим качествам. Человек, что именуется, не приживается.

>