5 основных загадок в деле гибели Юрия Гагарина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

5 основных загадок в деле гибели Юрия Гагарина

5 основных загадок в деле гибели Юрия Гагарина

27 марта 1968 года погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин, какой вместе с лётчиком-испытателем Владимиром Серёгиным совершал рядовой учебный полёт на самолёте МиГ-15. Сразу же после случившегося вся информация о расследовании крушения была засекречена, а убитому горем народу СССР сообщили дежурную причину аварии: «Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки свершил резкий манёвр и сорвался в штопор».

Несмотря на то, что с момента трагедии прошло уже больше 50 лет, вопросов связанных с ней меньше не сделалось.

Почему не катапультировались?

Николай Кузнецов, который в 1963—1972 годах возглавлял Центр подготовки космонавтов, выдвинул версию, что вином гибели экипажа МиГ-15 могло быть плохое самочувствие перед вылетом аса Владимира Серёгина.

Согласно показаниям астронавта Виталия Жолобова, Гагарин уже сидел в кабине самолёта, когда его напарник Серёгин о чём-то очень эмоционально разговаривал по телефону с начальством.

Вероятно, этот нервозный звонок отрицательно сказался на сердечной деятельности Серёгина, который и до этого испытывал проблемы со здоровьем.

Кузнецов предположил, что 48-летний ветеран, почувствовав боль в бюсты, отстегнул для удобства ремни безопасности, а когда машина стала делать вираж с креном 30 , он упал в обморок и всем телом налёг на ручку.

Осознавший серьёзность ситуации Гагарин запросил у диспетчеров возвращение на землю, пытаясь всеми способами избежать крушения. Но весь драматизм заключался в том, что Юрий сидел в передней кабине, а при спаренном полёте преимущественное право в управлении имеет тот, кто есть в задней инструкторской кабине.

Все попытки Гагарина выправить ситуация были тщетны, более того он даже не стал катапультироваться. По суждению Виталия Жолобова, Юрий не дёрнул красный рычаг выброса из солидарности с товарищем, а доктор технических наук Сергей Белоцерковский и пилот Илья Качоровский указывали на особенности конструкции самолёта МиГ-15, в котором первым должен катапультироваться инструктор. Поскольку Серёгин был без сознания, Гагарин стал заложником рокового стечения обстоятельств.

Почему был открыт кран вентиляции?

Под иным углом на трагедию взглянул сотрудник НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игорь Коваль, который заострил внимание на отрицательных показаниях измерителя перепада давлений потерпевшего крушения МиГ-15. Проанализировав этот факт, он пришагал к выводу, что летательный аппарат пикировал с разгерметизированной кабиной, в которой резко возросло давление.

Осознав проблему, пилоты зачислили решение экстренной посадки, для этого они снизили обороты и совершил правый переворот, после чего вошли в пике, в каком их организмы подверглись аэродинамическому удару, повлёкшему моментальную смерть экипажа.

Правомерность предположения о том, что пилоты погибли еще в воздухе, по суждению Игоря Кузнецова, подтверждается выводами медицинской комиссии, не обнаружившей в останках погибших «гормона страха».

А то, что руль самолёта при крушении был в положении кабрирования, иными словами набора высоты, он объяснял тем, что при падении самолёт резко налетел на деревья. Именно потому ноги пилотов сильнее надавили на педали, а рулевая тяга по инерции ушла вперёд, создав эффект того, что пилоты до конца бились за жизнь. Согласно данным Игоря Кузнецова, причиной разгерметизации Миг-15 стал не закрытый до упора кран вентиляции, за состоянием какого обязан был следить Гагарин.

Был ли исправен двигатель?

Версию о неисправности двигателя испытательного самолёта выдвинул авиационный конструктор Валентин Козырев, ссылавшийся на свидетельства свидетельницы, видевшей момент падения, но не слышавшей никаких звуков.

По его соображениям «сердце механической птицы» скорее всего, заглохло на вышине 1280 метров, в том самый момент, когда летательный аппарат оказался в густом дождевом облаке.

Начавший проходить сквозь двигатель холодный воздух, остудил его температуру до отметки ниже 220 С, когда происходит возгорание керосина. Переохлаждённый водяной пар и снежные хлопья, понизили температуру в камере сгорания, а лётчики-испытатели, добавив газу, переместили мотор на взлётный режим. Возникшие в тот момент в камере сгорания автоколебания, привели к тому, что обогащённая кристалликами льда топливно-воздушная смешение принялась пульсировать, сорвав факел горелок и заглушив двигатель.

Попытке пилотов завести мотор мешала высокая плотность атмосферы, излишняя скорость полёта и быстрые обороты вращающейся холодной турбины.

Кто пролетал рядом с МиГ-15?

На пресс-конференции собранной по предлогу очередной годовщины со дня трагической смерти Гагарина член первого отряда космонавтов Алексей Леонов озвучил версию, какую 1985 году выдвинул генерал-лейтенант авиации Сергей Белоцерковский.

По его убеждению самолёт Гагарина и Серёгина попал в полосу воздушного вихревого течения образовавшегося от пролёта в поясу их пилотирования другого самолёта. Именно спутная струя послужила причиной сваливания МиГ-15 в штопор, и если бы экипажу была передана неизменная метеосводка, о том, что нижняя граница облаков находиться не на 900-х метрах, а несколько ближе к земле, то они вероятно смогли бы исправить ситуацию.

Ссылаясь на негласные материалы комиссии по расследованию крушения, Алексей Леонов рассказал журналистам, что роковое сближение с МиГ-15 на расстояние равное 10–15 метрам допустил сверхзвуковой перехватчик Су-15, вылетевший с аэродрома «Жуковский». Не именуя имени нарушившего лётный режим пилота, он был уверен, что именно этот запрещённый манёвр перевернул самолёт Гагарина, вогнав его в пагубный пробочник.

Было ли столкновение с зондом?

В ходе исследования места падения МиГ-15 экспертами были обнаружены останки не только его фюзеляжа, но и большенное число осколков радиопилотов и радиозондов.

По стечению обстоятельств приблизительно в то же время, когда Гагарин-Серёгин взлетали с аэродрома «Чкаловский» Физиологический институт АН СССР запустил в воздух радиозонд, который на высоте 3000 метров оказался в области их испытательного полёта.

Теоретически этот аппарат мог оказать воздействие на поведение самолёта под управлением первого космонавта мира. Не акцентируя внимание на этой версии, члены комиссии, тем не менее, покинули запись, о возможном столкновении воздушного судна с зондом, повредившим 60% остекления кабины пилотов.

Народные версии

Народ, словно неудовлетворённый числом неофициальных вариантов гибели Гагарина, выдвигали свои экстравагантные версии. Согласно одной из них первый космонавт погиб несколькими днями ранее, при совершении засекреченного полёта на Луну, а падение МиГ-15 было всего лишь фальсификацией.

По другой версии руководство СССР завидовало бешеной популярности Гагарина, а потому спецслужбам было дано задание имитировать авиакатастрофу, а Юрия послать в психбольницу, предварительно сделав ему пластическую операцию.

А самое необычное объяснение дала провидица Ванга, утверждавшая, что Гагарин не погиб, а был похищен инопланетянами.

>