5 основных построек Василия Баженова

Новость опубликована: 13.04.2017

5 главных построек Василия Баженова
5 основных построек Василия Баженова

5 главных построек Василия Баженова

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова почитается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль сделался ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с иной — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории итого Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах дома планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв — была разобрана доля кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году завязалось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были кончены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую ныне можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ЦАРИЦЫНО

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно устроился от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» манере. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны бывальщины появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Зодчий настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои оружия и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица произнесла, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить стройка. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

ВЛАДИМИРСКАЯ Храм В БЫКОВО

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной храмы возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для духовной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь образа Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское пора в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Проект Михайловского замка придумал собственно Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.

Замок был выстроен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на ненастоящем острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады дома отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди иных петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX столетье во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.

ДОМ ПАШКОВА

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Искуснике и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором дома. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Зодчий спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он разместил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская скульптура. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года. Во пора реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белоснежный. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской государственной библиотеке. Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.


Ответить