Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх

Новоиспеченный министр вооружений

Историю военного преступника Третьего рейха, который так и не получил должного возмездия на Нюрнбергском трибунале, стоит приступить не с юности и профессионального становления нациста, а с его непосредственного предшественника и начальника – Фридриха Тодта. Этот во многом талантливый строитель был для Гитлера натуральнее палочкой-выручалочкой. Он сумел в короткие сроки построить знаменитую сеть автобанов, фортификационную линию Зигфрида, военные заводы и железные пути. И, конечно, создал военно-строительную Organisation Todt («Организацию Тодта»), ставшую на многие годы символом имперских амбиций Германии. Расчетливый и педантичный министр вооружений и боеприпасов Фриц Тодт после «московской крушения» решил посетить Восточный фронт. Увиденное настолько шокировало высокопоставленного чиновника, что он даже предложил Гитлеру решить проблема с Советским Союзом исключительно политическими инструментами. То есть, пока не поздно, выступить перед Сталиным с инициативой отчуждения Германией доли советской территории и заключения выгодного мирного договора. Но бесноватого фюрера этот вариант не особо устроил, и 8 февраля 1942 года Heinkel 111 с рейхсминистром на борту потерпел крушение.

Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх

Фриц Тодт
До сих пор официально не признано, что крушение была подстроена. Двух основных целей этот инцидент все-таки достиг. Во-первых, устранили еще одного «паникера», повествующего о том, что Германия экономически уже проиграла войну с СССР. Во-вторых, сделали преемника гораздо сговорчивым – теперь любые возмущения сравнительно генерального курса партии были чреваты последствиями. А новым рейхсминистром неожиданно стал личный архитектор Гитлера — технократ и прожжённый нацист Альберт Шпеер. Он так сумел втереться в доверие к фюреру, что ему был даже торжественно обещан заказ на изготовление посмертного саркофага для нацистского вождя.

Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх
Шпеер и Гитлер строят планы
В книжке Адама Туза «Цена разрушения», посвященной экономической стороне развития и краха Третьего рейха, приводится мысль о Альберте Шпеере как о втором Геббельсе в структуре военной индустрии. Собственно, именно с приходом Шпеера в немецких пропагандистских хрониках стали впервые появляться сюжеты о напряженной работе тыла. А 20 мая 1942 года в существования мастера танкового завода Alkett Франца Гане случилась большая радость – ему был торжественно вручен «Крест за военные заслуги», желая ни одного дня до этого он не провел на фронте. Это была часть масштабной инициативы Шпеера по стимулированию боевого духа трудящихся нацистского тыла. Самого результативного работника в оружейной индустрии лично награждал герой капрал Крон в присутствии бонз: Геринга, Шпеера, Мильха (шеф Министерства авиации), Кейтеля, Фромма и Лееба. Кроме этой демонстрации внимания к трудовым тыла, по всей Германии была вручена тысяча крестов за военные заслуги второй степени. Шпеер преследовал этим мишень избежать пораженческих настроений в промышленности Третьего рейха. По его мнению, именно это было одной из причин гибели кайзеровского порядка в 1917 году. Ошибок подобного рода он старался не повторять. Можно сказать, что сам рейхсминистр чётко осознавал, что выводы его трагически потерянного предшественника Тодта относительно состояния восточного фронта верны и только титаническое напряжение сил позволит если не избежать краха, то желая бы его отсрочить.

Мастера на все руки

Здесь стоит сделать лирическое отступление и коснуться одной из распространенных точек зрения на специфику военной индустрии Третьего рейха. Главной отличительной чертой в те времена являлась высокая культура производства, базирующаяся на высокой квалификации пролетариев и инженеров. При этом многие предприятия в Германии не поднимались выше уровня ремесленных мастерских, в которых отдельный узел изготавливался одним-двумя искусниками от начала и до конца. Это, во-первых, серьезно замедляло процесс производства, а, во-вторых, предъявляло высокие требования к уровню мастерства работников. Многие из них достигали спрашиваемой квалификации только через 5-6 лет работы! Для сравнения: в США поточное производство отличалось распределением операцией по сборке между несколькими операторами, каких можно было взять на работу чуть ли не с улицы. Или сравните их с теми, кого нередко приходилось брать в легендарном Танкограде на производство – вчерашних школьников и дам, не имеющих особых навыков работы с техникой. А в Германии трудящиеся на оборонных предприятиях работали там поколениями – этот класс был истинной «белоснежной костью» нацистского Рейха. Если не брать в расчет бомбардировки англичан и американцев, то важной причиной снижения эффективности производства сделался массовый призыв этих самых высококвалифицированных специалистов на фронт во второй половине войны. А, как уже говорилось, заменять на производстве искусников было некем – процесс был настроен на «золотые руки». Безусловно, немцы успешно решали эту проблему миллионами рабов, ввозимых с оккупированных восточных территорий, но эта успешность было права только в добывающей промышленность и там, где требовался неквалифицированный труд. Методичное выбивание мастеров, которыми так гордились нацисты, на фронтах в крышке войны привело к серьезному падению как количества произведенной продукции, так и его качества. Собственно, с такой ситуацией, щедро сдобренной нарастающей нехваткой ресурсов, столкнулся Альберт Шпеер с самого основы своего «царствования». И найти выход из этой ситуации у рейхсминистра так и не получилось.

Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх
Тем не менее, если верить самому Шпееру, к 1943 году ему удалось так модернизировать, оптимизировать и усовершенствовать подконтрольную ему сферу, что производство боеприпасов в сравнении с 1941 годом возросло в шесть, а артиллерии – в четыре раза. А вот с танками сложилось вообще форменное чудо – рост сразу в 12,5 раза! Лишь вот не зря Шпеер был больше Геббельсом, чем Тодтом – он ни разу не упомянул, что сравнение велось с месяцами 41-го года, отличающимися низкими показателями производства. А также вытекает учесть рассказы слушателям берлинского Дворца спорта (где он и вещал о собственных успехах) о гигантском потоке оружия и боеприпасов союзников, какое уже обрушилось и еще обрушится на страну.

«Победу принесет наилучшее оружие»

По мнению историка и экономиста Адама Туза, первоначальные успехи Шпеера бывальщины связаны прежде всего с инерцией тех преобразований, которые случились еще при Тодте. Это была реорганизация и рационализация циклов производства, а также мобилизация всех вероятных средств на нужды военной экономики. Часть историков вообще считает, что военная машина Третьего рейха к 1943 году способна была изготавливать только продукцию для армии, флота и ВВС. Экспортировать гражданскую продукцию, то есть налаживать торговые связи, Германия 40-х годов не могла – нечего было предложить потенциальным покупателям. Также на длань Шпееру сыграло и увеличение количества произведенной техники в ущерб качеству.

Альберт Шпеер. Человек, какой не спас Третий рейх
В заключении Шпеер принялся за мемуары
Не стоит переоценивать и степень воздействия рейхсминистра на военную промышленность Германии. Когда Шпеер принял пост от сгинувшего Тодта, в его руках было лишь управление физическими поставками для армии, и только в сфере боеприпасов он контролировал вермахт, кригсмарине и люфтваффе. Кстати, управление вооружениями люфтваффе до весны 1944 года вообще никак не было связано с фигурой Альберта Шпеера – её возглавлял соратник Геринга Эрхард Мильх (его предтеча на этом посту Эрнст Удет тоже плохо кончил — застрелился). А это был пирог в 40% всей оружейной промышленности Третьего рейха — немцы мастерили большие ставки на эффективность своей боевой авиации. По расчетам, только половина всего роста военной промышленности с февраля 1942 г. по лето 1943 г. относится ведомствам, подконтрольным Альберту Шпееру. 40% приходится на авиационную отрасль, а остальное на кригсмарине и химию. Таким образом, некий нимб исключительности рейхсминистра, который он сам себе и приписал в мемуарах, разбивается о сухие статистические выкладки. Если бы его казнили в 1946 году, то, думается, никакого «оружейного чуда Шпеера» и не было бы. Тем немало что повесить его было за что.

Продолжение следует…

Источник

>