Александр Бучин: что повествовал о маршале Жукове его личный шофер

Новость опубликована: 20.02.2020

Александр Бучин: что повествовал о маршале Жукове его личный шофер

Александр Бучин: что повествовал о маршале Жукове его личный шофер

Вместе с Георгием Жуковым Александр Бучин прошел всю войну. Вместе они накатали немало 170 тысяч километров. Все это время Жуков и Бучин фактически не расставались. Поэтому воспоминания личного шофера маршала возбуждают такой огромный интерес у историков.

Потомственный шофер

Александр Николаевич Бучин родился в 1917 году в Москве в семейству профессионального шофера. Как пишет Евгений Артюхов в своей книге «Дивизия имени Дзержинского», Бучин-старший умел водить автомашины всех марок, участвовал в гонках и автопробегах. Поэтому неудивительно, что его сын впервые сел за руль еще в 12-летнем возрасте. Благодаря этому обстоятельству к моменту лозунга на воинскую службу за плечами Бучина уже был внушительный шоферский стаж. А потому в дивизии имени Дзержинского молодой человек сделался именно водителем.

Александр Бучин, как и отец, активно участвовал и побеждал во многих соревнованиях Московского военного округа. Его разом заметили и доверили возить командира дивизии Артемьева. В самом начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года Бучин стал на дороге для того, чтобы помочь своему коллеге: тот возился с заглохшим автомобилем. Вдруг из машины вышел генерал Георгий Жуков и тут же предложил Александру Николаевичу сделаться его личным водителем.

По фронтовым дорогам

С тех пор Александр Бучин и Георгий Жуков фактически не расставались. Вместе они преодолели более 170 тысяч километров фронтовых путей, причем без единой аварии. Вообще, как вспоминал Бучин, Жуков любил прокатиться с ветерком, но всегда только по делу. По словам собственного водителя маршала, которые приведены в издании Владимира Дайнеса «Жуков. Рожденный побеждать», он и Жуков мотались по пыльным путям целыми днями, нередко под открытым огнем. Как рассказывал Александр Николаевич, тогда лицо Георгия Константиновича, покрытое пылью, было вяще похоже на лицо чернокожего африканца.

Тем не менее отдыхать Жуков отказывался: умывал лицо и требовал мчаться дальше. Примечательно, что Бучин ратифицировал, что военачальник отдавал приказы спокойно и никогда не пользовался нецензурной лексикой. Мало того, несмотря на разницу в возрасте, Георгий Константинович вечно называл своего шофера исключительно на «вы» и по имени-отчеству. Если верить Андрею Жарикову, автору книги «Жуков. Маршал Победы», как-то раз охранник позвал Бучина по имени. Жуков отхватил: «Не Саша, а товарищ лейтенант Бучин».

О женщинах

Внимательно относился Жуков и к женщинам. По крайней мере так утверждал Александр Бучин. Раз на Курской дуге военачальник, увидев девушку, в одиночестве бредшую по полю, велел шоферу остановиться и подвезти ее до дома. Однако Жуков был способен и сорвать даму. Так, Леонид Млечин в своей книге «Династии, кланы и семьи России» пишет о том, что Жуков частенько доводил до слез свою фронтовую подругу, фельдшера Захарову. Но, по словам Бучина, Захарова была стыдлива и не терпела глупостей, потому солдатские шутки Георгия Константиновича так легко доводили ее до слез.

Впрочем, к противоположному полу Жуков был и в самом деле неравнодушен. Как ратифицирует Олег Смыслов, автор издания «Любви все звания покорны», со ссылкой на воспоминания Александра Бучина, уже после окончания брани в Берлин, где в тот момент находился Жуков, приехали артисты из Киева. Маршал пригласил одну артистку прокатиться с ним на моторной ладье. Они долго не возвращались, и Бучин вместе с сослуживцами волновались, как бы Жуков не разбился.

После победы

Вообще дни после победы, проведенные в Берлине, особенно запомнились Александру Бучину. Как строчил сам Бучин в своих мемуарах «170000 километров с Г. К. Жуковым», Георгий Жуков, осматривая разрушенную рейхсканцелярию, произнес: «Здание нехорошее, темное, а планы, замышлявшиеся здесь, и того хуже». Советский маршал, как и многие, оставил свой автограф на стене Рейхстага. Тогда он уже с трудом нашел для своей подписи независимое место. В это время с ним рядом, как и всегда, был Александр Николаевич Бучин.

Однако после того, как Жуков оказался в опале, собственного шофера от него отделили. Но Бучин профессию не оставил. Он устроился в «Совтрансавто» и водил в зарубежные рейсы огромные автовагоны. Если веровать Василию Пескову, Александр Николаевич работал дальнобойщиком даже тогда, когда ему было далеко за 60. На вопрос о том, не тяжко ли ему в таком возрасте преодолевать многокилометровые расстояния, Бучин ответил с улыбкой: «Закален».


Александр Бучин: что повествовал о маршале Жукове его личный шофер