Армия Византии VI в. Дворцовые доли

Новость опубликована: 13.05.2019

Этой трудом мы заканчиваем небольшой цикл, посвященный дворцовым частям армии Византии в VI веке. Речь пойдет о схолариях и кандидатах.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Миниатюра. Илиада. 493-506 гг. Библиотека-пинакотека Амбросиана. Милан. Италия

Схоларии (sholarii, σχολάριοι) — бойцы из схолы, подразделение первоначально предназначенное охранять императора, императорский дворец и нести стражу в городе. Схолы были созданы в IV в. Привилегированная их доля получила наименование кандидатов. Она была выделена из схол в VI в. О схолах написано достаточно много, это дворцовая стража просуществовала несколько сот лет, но если в VI в. приметно некоторое падение значимости этих боевого подразделения и превращение их в дворцовых сторожей, красиво и мощно вооружённых, то в последующий этап можно наблюдать реанимацию этих полков.

Изначально (в V в.) дворцовых схол было одиннадцать, нумерной, каталожный состав (штат) заключался из 3500 схолариев, таким образом, на схолу приходилось, в средним, по 300 — 320 штатных единиц, и схола соответствовала армейской тагме, арифме или банде VI в. Прокопий Кесарийский подтверждал это тождественность называя их на армейский манер тагмами. Его современник поэт Корипп называл их когортами (500 воинов), но, возможно, это было лишь художественное сравнение. В начине VI в. схолы, в отличие от каталожных частей армии, были или должны были быть частями постоянной боевой готовности: если каталожных бойцов набирали из их частей в экспедиционные подразделения, то схола выступала в полном составе как единое подразделение. Но постепенно этот принцип был упразднён, возможно с целью «экономии» на армейских расходах, естественно, в ущерб боеспособности армии, а возможно, в силу ситуации, когда схоларии сами не рвались на брань. В 578г. Маврикий, о чём мы писали, набирал воинов для экспедиции среди охранников дворца.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Серебряное блюдо. Керчь. V в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Этот корпус подчинялся Магистру оффиций (Magister officiorum), первоначально он являлся командиром конницы при императоре, в VI в. возглавлял внешней политикой, оружейными мастерскими, почтой, охраной дворца императора, города и арсенала, говоря современным языком, был первым министром страны. Магистр формально руководил оффициями: схолами гражданскими и военными. Командиром отдельной схолы был трибун или примецериус (primicerius). Отряды располагались как в столице, так и в городах Небольшой Азии, в Халкидоне и делились на «старые» и «молодые». В V в. в их ряды зачисляли отслуживших действительную службу солдаты, им платили больше, чем каталожным бойцам, но император Зенон, исавр по происхождению, включил в их число многочисленных своих соплеменников, незнакомых с военным делом. Позднее, при Юстине I, его племянник и грядущий император, Юстиниан ввел две тысячи «сверхнормативных» гвардейцев, продавая должности за деньги. Таким образом, любой состоятельный человек, не имеющий никакого взаимоотношения к военному делу, мог попасть в эти подразделения. Прокопий Кесарийский писал о том, что под предлогом их отправки на театр боевых действий, император тянул у зачисленных деньги.

Примечательно, что в Риме западные схолы были распущены Теодорихом, но с сохранением пенсии воинам и их потомкам.

Агафий Миринейский обрисовал этих воинов. В 559 г., когда гунны угрожали Константинополю, схоларии были выведены на охрану города:

«Казались бесспорными такие страшные и величайшие опасности, что на стенах, в Сикке и так называемых Золотых Воротах были действительно расставлены лохаги, таксиархи и многие бойцы, чтобы мужественно отражать врагов, если нападут. На самом деле, однако, они были небоеспособны и не были даже довольно обучены военному делу, а были из тех воинских частей, которые назначались держать караулы днем и ночью, которых именуют схолариями. Они назывались воинами и были записаны в военные списки, но большой частью были горожанами, блестяще одетыми, но подбиравшимися лишь для увеличения достоинства и великолепия императора, когда тот выступал публично…Эти-то люди, за недостатком опытных в военном деле расставленные по стенам, мастерили вид, что охраняли их».

Тем не менее, Феофан Византиец сообщал, что схолы вступили в бой с аварами и многие погибли.

Ситуация меняется к концу столетия, когда всё больше возникает потребность в частях постоянной боевой готовности и схолы теряют декоративный налет.

Кандидаты (сandidati) – «белоснежная» гвардия, шестая схола и офицерский резерв. Этот отряд состоял из 400-500 воинов. Он был создан, как часть схол, Константином Великим в IV в. Кандидаты бывальщины практически постоянными участниками церемоний возведения императоров на престол в V — начале VI вв. Кандидаты в «табеле о рангах» стояли на пятом пункте, а их казармы находился на территории Большого дворца, рядом с дворцом Халка, напротив Августеона, рядом с триклиниями схолариев и экскубиторов. Природно, как «офицерскому резерву» им поручали важнейшие функции. Кандидату Асбаду, например, было поручено в 550 г. командование отрядом регулярной конницей из фракийской твердыни Тзуруле или Цурула.

Одежда. Внешний вид схолариев понятен, известен и прослеживается несколько веков: он встречается на изображениях от начала V в., таких как на блюде из Керчи и Мадрида, на колонне Маркиана (450-457 гг.) или на основании колонны Феодосия. Исследователи препираются, изображены ли там экскубиторы или схоларии. Все эти изображения были сделаны до формального возникновения или восстановления подразделения экскубиторов (468 г.), а значит – это схоларии и нет нужды воинов, изображенных в Равенне, отождествлять не со схолариями.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Серебряное блюдо. V в. Национальная библиотека. Мадрид. Испания

Всюду, где в VI в. мы видим императора с бойцами можно предположить, что воины эти – схоларии.

Как мы знаем, парадно-боевое снаряжения у схоларии и кандидаты состояло из копий и щитов, экскубиторы имели еще и мечи, а протекторы — секиры.

Платья дворцовой стражи восходят к алым римским армейским туникам, таким как у стражника с миниатюры Сирийской Библии VI-VII вв., а вот схолариев с мозаик Равенны мы видим в многоцветных туниках.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Туника. Египет. III- VIII вв. Инв.90.905.53 Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Что касается кандидатов то их хитоны и хламиды бывальщины исключительно белыми. Туники и плащи белого цвета олицетворяли христианскую чистоту. Белый цвет пользовался огромной популярностью, а сочетания его с нюансами пурпурного было трендом этого периода. Недаром гвардейцы с мозаик одеты и внешне выглядят как, изображенные рядом, ангелы. Архистратиг Михаила из Сен Аполлинаре ин Класс VI в., как высшее должностное лик, одет в белую тунику. В 559 г. императора Юстиниана I, при парадном выходе, сопровождали протекторы и схоларии, возможно кандидаты, так как они бывальщины в белых плащах. Кандидаты Юстина II были одеты так же, а гвардеец из свиты василисы Феодоры, изображённый на мозаике Сан Витале, одет в белоснежную хламиду.

Туника или хитон в этот период это т-образная единотканная или составная рубаха, под ней носили исподнее: линею или камисион (linea, kamision). Она изготовлялась из шерсти, хлопка, негуще из шелка. Это «платье» было основным видом мужской одежды: в зависимости от ширины и длины, туники имели различные наименования:

• Латиклавиа (laticlavia) – с вертикальными полосками (ангелы из Сан Аполлинаре Нова из Равенны).

• Далматика – узкая платье с длинными рукавами;

• Коловий — узкая одежда с короткими рукавами (Авраам приносящих в жертву своего сына из Сан Витале в Равенне, тарелка «Препирательство Аякса и Одиссея» из Эрмитажа);

• Дивитисий — узкая одежда с широкими рукавами (священники рядом с императором Юстинианом и епископом Максимином из Сан Витале в Равенне).

Поверх хитона гвардейцы носили хламиду или лацерну (lacerna), это плащ или мантия, в облике куска продолговатой ткани, часто, до пят, скрепляющийся справа застежкой, так что грудь и левая часть тела закрыта плащом целиком, а открытой остаётся лишь правая рука и предплечье.

Знаки воинского отличия. Орбикулы и таблионы. Туники военных бывальщины такие же, как и у гражданских, но на них имелись знаки воинского отличия, о которых мы знаем не много. Воинские пояса и застёжки плащей так же отличали военных от штатских.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Фрагмент орбикулы. Египет. V-VII вв. Инв. 89.18.124. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

На плечах рубах нашивались орбикулы. Это большенный шеврон, указывающий на воинское звание. На плащи пришивались тканевые квадраты, разного цвета, с вышивками, в том числе, золотыми нитями. Такая квадратная нашивка именуется табула (tabula) или таблион (tablion).

До нас дошёл ряд таких нашивок, которые можно идентифицировать с воинскими званиями. Самый общераспространенный, это конечно же императорский «шеврон» на плече у императоров Юстиниана II из Сан Витале, Константина IV и архистратига Михаила из Сан Аполлинаре ин Класс, который одет как василевс. Так же мы имеем отличительный знак магистра оффиций (первого министра, а ранее начальника всей конницы), стратилата (магистра миллитум) из Сан Витале и, аналогичный, из Сан Аполлинаре ин Класс. Вероятно, стратилата региональной армии, а вот орбикул на плече у Понтия Пилата из Равенны, можно определить, как отличительный знак комита или дука для VI в.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Христос и Понтий Пилат. Мозаика. Базилика Сен Аполлинаре Нуова. VI в. Равенна. Италия. Фото автора

Поясок. В Византии, как и в Риме ношение ремней (cingulum militiae) было строго регламентировано. Пояс (cingulum, ζώνη) был отличительным известен для всех, кто нёс государственную службу: от солдата до самых высоких чинов. В Кодексе Феодосия и Юстиниана регулировались правила ношения ремней, их краска и украшения. У префекта претория пояс был из двойной красной кожи, богато орнаментированный и с золотой пряжкой. У комитов были позолоченные кожаные пояски. Такие же вручались иностранным послам. На мозаиках мы видим, что схоларии носили золотые пояса.

Потеря пояса или кушака означала утрату воли или звания: так Акакий Архелай прибывает в войска, осаждающие сасанидский Нисибис в 573 г., о чем пишет Иоанн Эфесский, и лишает командира, инструктивного осадой, патрикия Маркивиана пояса, с применением насилия, т. е. осуществляет символический обряд лишения власти.

Фибулы и знаки отличия. Среди знаков отличия фибуле или корнукопионы играла значительную роль и как утилитарный предмет и как знак воинского отличия. Самые дорогие застежки можно видеть на мозаиках Равенны: в соборах Сен Витале и Сен Аполлинаре у Юстиниана I и в Сен Аполлинаре ин Класс у Архистратига Михаила, а также у Христа-воина из Архиепископской капеллы: «К этой хламиде приделана золотая пряжка, в половине которой вделан драгоценный камень; отсюда свисали три камня – гиацинта (кроваво-красный циркон), приделанные к гибким золотым цепочкам». Такую фибулу мог ходить только император, у которого был даже препозит фибулы. Вся гвардия ходила с золотыми и серебряными фибулами, различных видов. До нас дошли несколько таких золотых фибул. В армии носили различные фибулы несложнее, о чём мы поговорим позднее.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Украшение. Византия. IV-VI вв. Музейный остров. Берлин. ФРГ. Фото автора

Другим важным знаком отличия с римских пор, который одновременно, являлся еще и украшением был торквес. Торквест изначально изготовлялся из скрученного золота (от лат. torquere — скручивать), часто с буллой, имеющей эмалевую вставку, о нем строчил Вегеций в Vв. [Veg., II.7]. Это было украшением схожее с гривной, указавшее на статус лица его носившего. В палатинских полках торквесты бывальщины у офицеров, «рядовые» носили золотые цепи. Рядовой кандидат имел тройную цепь, в отличие от кампидукторов или знаменоносцев армейцев, имевших итого одну цепь. На мозаике из церкви Сан Витале или у стражи фараона Венского кодекса, на булле торквеста можно видеть изображение птицы: ворона или орла? Изображение птиц нередко встречалось в этот период, как объединяющее начало для ромейских и варварских воинских атрибутов. Возможно, каждый из участников в этой птице видал то, что хотел видеть: ромеи — орла, как символ римской воинской славы, некогда орла Юпитера, а германцы — ворона Вотана.

Воинская символика. Придворные полки стерегли и выносили в торжественных случаях государственные и армейские символы, которые и хранились во дворце, в их казармах: лабарумы, кресты, хоругви, знамена, образа, драконов и т. п. В римской армии знамена были важнейшими культовыми и сакральными объектами.

Христианский апологет Тертуллиан безусловно судил этот армейский языческий обычай, тем не менее, культ армейских знаков и знамен продолжился и в христианской империи. Говоря об общеимперских воинский и государственных регалиях, прежде итого следует говорить о лабаруме и крестах. Крест, как и лабарум, стал воинским символом в 312 г., когда император Константин сделал его известен своих легионов: « Тогда Константин, наскоро устроивший златой крест, — писал Феофан Исповедник, — какой и ныне существует (IXв. — В.Э.), велел носить его пред войском на сражении». Крест носили во время торжественных церемониалов воины палатинских частей. До нас дошло несколько изображений его изображений: такой крест держит в руках Христос, в форме ромейского бойца, из Архиепископской капеллы в Равенне, он же в руках императоров на монетах этого периода, в музеях Метрополитена и Лувра есть такой позолоченный крест и его детали из города Антиохии, и датируется он 500 г.

Кто конкретно из палатинских долей выносил крест мы не знаем. Тоже можно сказать и о знамени-лабаруме.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Византийский церемониальный крест. VI -VII вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Лабарум — это «священный стяг» или священный значок (signa), вначале собственно императора Константина, а в последствии всех императоров, которые присутствовали на театре боевых действий. Это, собственно, фламула или знамя из материалы с изображением хризмы или христограммы — монограммы имени Иисуса Христа на греческом языке. Другой вариант, такой как изображен на монетах, это фламула с навершием в облике хризмы. Этот символ, как сообщал Сократ Схоластик явился Константину Великому в ночь с 27 на 28 октября 312 г.:

«…во пора наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нем иметь как бы готовый трофей над неприятелями. Убеждённый этим провещанием, царь устроил крестный трофей, который̆ и доныне хранится в царском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам».
[Socrat.I .2]

Исследователи препираются о том, была ли «Х» символом кельтских легионов или христианским символом, или одновременно и тем и другим. Для нас более важным представляется вопрос преемственности при его использовании. А она была, и это очевидно. Со преходящ Константина лабурум стал важнейший армейский государственным символ поздней римской и ранней христианской империи. От его использования отказался лишь Юлиан Отступник. При возведении на трон императора Льва использовался лабар. Есть упоминание о том, что в Риме в начале Vв. было два священных стягу. Стилихон, который собирался походом на Константинополь, взял в Риме один из двух лабарумов. В Х веке в сокровищнице Большого Дворца хранилось пять лабаров .[ Const. Porph. De cerem. S.641.]. Знаменоносцев или часовых лабарума именовали лабарии.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Изображение христограммы на саркофаге. Базилика Вознесения Богородицы. V- VI вв. Пула. Хорватия. Фото автора

В VI веке, как, впрочем, и запоздалее, как государственный символ использовался такой экзотический штандарт, наследие римской эпохи, как дракон. Императорскими драконариями были экскубиторы, носившие золотые цепи на шее. Кроме показанных символов использовались знамена различных видов, вполне вероятно и Орлы. Наличия большого количества изображений орлов на колоннах VI в., а также находка серебренного орла VII в. в селе Вознесенское у Запорожья указывают о том, что этот символ присутствовал в ромейских войсках.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Серебренная пластина. Византия. 550-600 вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Внешний вид и прическа. Ключи VI в. нам изображают длинноволосых, со стрижками à la паж, а иногда даже завитых воинов, как в случае с Диптихом Барберини или Христосом-воителем из Равенны. Считается, что мода на такие прически идет от «варваров» германцев, исследователи, сообщая об изображениях палатинских воинов времен Феодосия I, указывают, что это молодые готы. Тем не менее, в VI в. длинные волосы солдатам категорически не рекомендовались. Но бойцы этими запретами пренебрегали, кстати, как и в более ранние периоды, как писал Плавт в комедии начала III в. про воина — хвастунишку, курчавого и напомаженного.

Армия Византии VI в. Дворцовые доли
Король Теодорих. VI в. Медаль. Равенна

Впрочем, внешний вид, как и другие моменты поведения воинов вне казарм никак не отменяли их умение воевать.

Подводя итог очеркам, отданным дворцовым подразделения VI в., скажем, что многие из них продолжили своё существование и в последующие эпохи, участвуя как в войнах, так и в политической борьбе. А мы адресуемся к армейским подразделениям этого времени.

Источник

Материал полезен?

Армия Византии VI в. Дворцовые доли