АРХЕОЛОГИ Отыщи ШЛЕМ БОГИНИ АФИНЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Новость опубликована: 19.05.2018


АРХЕОЛОГИ НАШЛИ ШЛЕМ БОГИНИ АФИНЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Шлем коринфского образа, найденный в некрополе «Волна-1»

АРХЕОЛОГИ НАШЛИ ШЛЕМ БОГИНИ АФИНЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Эволюция греческих шлемов с VIII по V века до нашей эры

АРХЕОЛОГИ НАШЛИ ШЛЕМ БОГИНИ АФИНЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Бюст Афины. Копия II столетия нашей эры, Мюнхенская глиптотека

В подобном головном уборе древнегреческие скульпторы изображали Перикла и богиню Афину.

При раскопках захоронений на Таманском полуострове ученые Института археологии РАН заметили бронзовый шлем — такие носили воины во времена классической Греции.

«Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V столетия до нашей эры. Единственный подобный головной убор на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у присела Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались», — говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.

Некрополь «Волна-1», где уже три года проходят раскопки, есть в четырех километрах к северу от поселка Волна в юго-западной части Таманского полуострова. С VI века до нашей эры и до второй четверти IV столетия до нашей эры здесь был греческий полис.

В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства — эллинистического страны, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Греческие полисы строились на приморской территории и в некотором отдалении от нее.

А за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, вероятно, киммерийцев. Жители греческих полисов торговали с местными племенами. Постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции.

Коринфский шлем сделался одним из символов Древней Греции классического периода. Первоначально он полностью закрывал голову и был похож на ведро с прорезями для глаз. Шлем целиком защищал воина, но ограничивал обзор по сторонам.

Считается, что люди в таких шлемах сражались в фаланге — им было не необходимо следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин мог поднять его и сдвинуть назад. Верхнюю доля шлема украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.

«По всей видимости шлем относился воину, погибшему в битве и похороненному не в родном городе, а поблизости от места смерти. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а несложное погребение.

Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном степени благосостояния», — считает Владимир Кузнецов, заведующий отделом классической археологии ИА РАН.