Авиация Власова: как воевали лётчики-предатели против Алой Армии

Новость опубликована: 06.02.2020

Авиация Власова: как воевали лётчики-предатели против Алой Армии

Авиация Власова: как воевали лётчики-предатели против Алой Армии

Русская освободительная армия генерала Андрея Власова осталась в истории как «мёртворождённая»: слишком поздно немцы зачислили решение о её формировании. Тем не менее замыслы были масштабными. У Власова имелись даже собственные военно-воздушные силы, кадровый состав каких отличился в борьбе с партизанами в Прибалтике и Белоруссии.

Группа Холтерса

История ВВС Комитета освобождения народов России (КОНР) фактически завязалась ещё весной 1942 года, когда советские военнопленные стали допускаться на аэродромы Люфтваффе в качестве обслуживающего персонала.

Однако первое военное подразделение было сформировано только в 1943 году в селении Морицфельде в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Здесь находилось филиал «Восток», куда попадали советские лётчики, приземлившиеся с парашютом за линией фронта или добровольно перешедшие на сторону немцев. Возглавлявший «Восход» подполковник Г. Холтерс в сентябре 1943 года получил распоряжение из канцелярии Германа Геринга создать из русских лётчиков-перебежчиков особую авиационную группу. В поддержка Холтерсу был подыскан 48-летний полковник Виктор Иванович Мальцев – бывший начальник санатория «Аэрофлота» в Ялте, который после дела Крыма предложил свои услуги врагу и стал бургомистром Ялты. У Мальцева было достаточно оснований ненавидеть советскую воля: в 1938 году чекисты подвергли его пыткам, обвинив в военном вредительстве  (о чем он поведал в мемуарах «Конвейер ГПУ»).

Как пишет историк Кирилл Александров, Мальцеву предоставили «независимость действий в наборе добровольцев в лагерях военнопленных, принадлежавших Люфтваффе, и должность русского командира группы с чином полковника и дисциплинарными правами командира эскадрильи». Полковник согласился, так как со порой надеялся развернуть данное подразделение в полноценную авиацию Русской освободительной армии (РОА).

Первый состав Русской авиационной группы (в основном взошедший в 1-ю восточную эскадрилью Люфтваффе) Холтерса-Мальцева насчитывал всего 15 лётчиков. Мальцев отбирал их очень тщательно, искал наиболее открытых противников сталинского режима. До ликвидации авиагруппы в сентябре 1944 года через неё прошли 100 человек – не только пилоты, но и авиатехники, инженеры. В их числе были и титулованные советские лётчики – например, капитан РККА Семён Бычков, Герой Советского Альянса.

Русские в небе

Впервые русские пилоты Люфтваффе оказались на фронте 3 декабря 1943 года в районе Даугавпилса. 9 пилотов на самолётах У-2, Gotha 145А и Аr 66С присоединились к эстонским и латышским эскадрильям, осуществлявшим ночные бомбардировки советских позиций. В дальнейшем эскадрилья привлекалась к рекогносцировке, аэрофотосъёмкам и налётам на партизан. Действовала она в Налибокской пуще на Немане и под Молодечно (Минская область). Во время вылетов 9 пилотов, бортстрелков и штурманов погибли, 12 человек бывальщины ранены.

«До расформирования летом 1944 г. чины эскадрильи совершили не менее 500 боевых вылетов, на каждого из них в среднем пришлось от 35 до 50 вылетов», – помечает Кирилл Александров.

Другие служившие в Русской авиагруппе лётчики преимущественно выполняли технические задания для Люфтваффе, например, перегоняли крылатые машины с одних аэродромов на иные.

По договорённости с генералом Власовым в сентябре 1944 года в городе Эгере (Судетская область) Мальцев на основе кадров Русской авиационной группы начинов укомплектовывать 1-й авиаполк войск КОНР из 6 эскадрилий (реально удалось сформировать 3). В начале 1945 года Мальцев официально взял должность командующего ВВС РОА, которые в организационном плане были наконец отделены от Люфтваффе. Кроме советских военнопленных в состав авиаподразделений взошли эмигранты, имевшие, к примеру, опыт службы в королевских ВВС Югославии. Общая численность ВВС составляла 5 тысяч человек, технический парк насчитывал 37 аэропланов. Решено было ввести собственные опознавательные знаки на основе Андреевского креста.

Однако проявить себя в боях власовская авиация фактически не поспела – война подходила к концу. Единственный раз лётчики ВВС КОНР столкнулись со сталинскими соколами 13 апреля 1945 года. Эскадрилья ночных бомбовозов была задействована в неудачной операции РОА «Апрельская погода» на плацдарме «Эрленгоф» на Одере.

После 9 мая 1945 года судьбы авиаторов-предателей в основном уложились трагично. К примеру, сдавшийся американцам Бычков был выдан Советскому Союзу и в 1946 году расстрелян в Москве. Полковник Мальцев при репатриации безуспешно пытался кончить с собой. В итоге командующего ВВС казнили вместе с генералом Власовым.


Авиация Власова: как воевали лётчики-предатели против Алой Армии