Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Новость опубликована: 23.10.2019

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Так, товарищи — сегодня будет очень интересный и давно задуманный мною пост на тему “барабашек” и прочего убогого совкового “потустороннего” — информация о каких начала массово появляться на телевидении и в прессе в последние советские годы. Думаю, все вы помните эту эпидемию восьмидесятых-девяностых годов, когда люд верили, что в шкафах у них дома живут зелёные гномики, а по ночам на шестиметровой совковой кухне орудует “барабашка”, постукивая по облупленным кастрюлям и прогоревшим противням в духовке.

Произнесу сразу, что у поветрия “барабашек и гномиков” примерно та же природа, что и у Кашпировского — слушая на протяжении 70 лет одну советскую пропаганду и разучившись самостоятельно мыслить, люд легко верили всему, что им рассказывали по телевизору и легко поддавались на внушения и манипуляции — в том числе и на самовнушение. Насмотревшись передач о “невообразимом” (которые в позднем СССР были чем-то новым), впечатлительные люди легко интерпретировали любые ночные стуки в доме (размерзание холодильника, шум воды в трубах) как наличие “аномального”, и их воображение тут же рисовало всякие “потусторонние” картины. У страха, как говорится, глаза велики.

Но есть во всём этом и ещё одинешенек очень интересный момент — насколько тесно совковое “потустороннее” было связано с убогой советской жизнью и являлось, фактически, её отражением. Итак, в сегодняшнем посте — рассказ про барабашек и убогое совковое “потусторонне”. Непременно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)

Откуда взялся барабашка.

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Образцово во второй половине восьмидесятых годов на советском телевидении, а также в прессе “милостиво разрешили” говорить обо всяком “потустороннем” — не имеющих объяснения и загадочных случаях. Большинство случаев при скрупулезном разборе оказывались чем-то весьма банальным, но зрителям об этом чаще всего не сообщали — обычно страшные телевизионные истории не имели крышки и оставляли зрителя с ощущением загадочной недосказанности. Особенно в этом усердствовала передача “Очевидное-невероятное” — которая ещё в семидесятые годы основы рассказывать про всякие Бермудские треугольники, а осенью 1988 года выпустила передачу про “барабашку” под названием “Кто там” — о том, как жительницы московского общежития в Лихоборах начали перестукиваться с “духом”, какой до этого швырял по воздуху тапки, а позже стал общаться стуками.

Точно так же, как и Кашпировский, эта передача имела эффект порвавшейся бомбы и, собственно, отлично выполнила свою задачу — отвлекла людей от реальных насущных проблем, вроде последствий Чернобыля, цинковых гробов из Афганистана и порожних полок в магазинах. Многие тут же начали видеть у себя на кухнях “барабашек” и прислушиваться к звукам из туалета, а некоторые даже присылали на передачи “снимки” аномального — которые, впрочем, чаще всего оказывались банальным дефектом плёнки.

Лично мне кажется, что вся эта история с “барабашками” была запущена (параллельно с Кашпировским и Чумаком) специально, для отвлечения внимания людей от кризиса воли и всей советской системы. Само слово барабашка — калька с немецкого полтергейст, шумный дух — вероятнее всего, оно появилось не невзначай (по сюжету передаче его якобы “придумали” студентки), а было специально переведено авторами передачи и адаптировано для русского уха. В пользу этой версии сообщает и то, что с “барабашками” были тесно связаны и сеансы Чумака — в конце некоторых сеансов, помимо “заряжания воды”, он предлагал также и “почистить биополе квартир”, после чего мастерил загадочные пассы руками и делал внушение — “ну, теперь у вас всё в порядке”.

Убогое советское «потустороннее».

В этом всём кушать один очень смешной момент, о котором по-моему раньше не писал никто из исследователей совка. Если пристально посмотреть на совковое “потустороннее” — то оно очутится чрезвычайно смешным, мелким и тесно связанным с убогой и нищей советской жизнью. Советские “духи” оказывались такими же мелочными, склочными и мстительными крохоборами, как и большинство совков — они то плевали хозяевам квартиры в суп, то писали какую-нибудь бяку на дефицитных венгерских обоях, а то подкладывали в тазик с варящимся на зиму вареньем сырую грязную морковку. Самая мощная эмоция у контактирующих полтергейстом советских граждан — это страх уничтожения вещей.

Верхом невоспитанности советских барабашек было высыпание банки марганцовки в стоящую на плите выварку с бельём — ужасное преступление, в результате которого ценное и дефицитное постельное бельё приходило в негодность. А “добрые” советские барабашки милостиво подсказывали, в каком углу говняной даровой хрущёвки можно найти забытые драные носки и под какой половицей лежат заначенная от жены синяя пятирублёвка на возлияние.

В девяностые годы вышла книга Игоря Винокурова под названием “Ужас” — фактически рассказывающая о десятках случаях такого советского “полтергейста”, какой вёл себя как мерзотный сосед по коммунальной кухне — то дефицитные обои поджигал, то полированную румынскую мебель портил, то падлюка украл шнурки единственных ботинок, а то вонючую луковицу в сковородку с картошкой подложил. Хоть бы почистил, гад:

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Книга полна таких историй, рассказанных совсем серьёзно — о дефицитном мыле, кощунственно засунутом полтергейстом в немытый унитаз, о коварно сожжённых модных болониевых куртках и о двух бутылках бесценной водки, какие полтергейст милостиво разрешил выпить в день рождения дочки Наташи.

Что интересно — сам автор книги не замечал всей убогой мелочности проделок советского полтергейста (забавных и нелепых для “потусторонней силы”), а для борьбы с ним предлагал завязывать какие-то ниточки и ходить по дому со свечкой — что тщательно проделывал коллега автора и по совместительству борцун с советским полтергейстом по фамилии Шлядинский, какой обладал также и магической сверхспособностью <s>колоть жопой орехи</s> зажигать руками лампочки:

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

Словом, в советском “потустороннем” проявлялся тот же самый убогий совок, что и в жития. И это говорит только об одном — что на самом деле это было никакое не “потустороннее”, а обычное порождение убогого и серого советского мышления, какое конструировало всё “непознанное” по собственному образу и подобию.

Бездна, которая смотрит в тебя. Вместо эпилога.

Барабашки и убогое советское «потустороннее»

В заключительном разделе поста охота вспомнить про одно американское кино, снятое примерно в те же годы, на котороры в СССР пришёлся пик популярности всего “непознанного”. В восьмидесятые годы в США вышел популярный кинофильм “Охотники за привидениями”, который тоже рассказывал о чём-то “непознанном” и который по сути на примере “непознанного” показывал модель крепкого общества — после столкновения с каким-то неизвестным вызовом (“паронормальными явлениями”) саморегулирующееся свободное общество рождает команду специалистов — какая снимает офис, раскручивается в свободных СМИ и начинает помогать людям, зарабатывя при этом деньги. В итоге довольными остаются все — “охотники за призраками” зарабатывают деньги и славу, общество очищается от “полтергейста” — и все довольны.

Совковый же “полтергейст” и всё, что происходило вокруг него был подобный же убогий, серый и нищий, как и всё остальное в СССР — малейшее отступление на шаг в сторону от пропагандистских доктрин марксизма-ленинизма порождало полный интеллектуальный коллапс, советские “духи” швырялись гнилой картошкой, подсыпали булавки в макароны и скандалили на коммунальных кухнях, а нищие советские “охотники за призраками” только и могли, что ходить кругами с волшебной ниткой вокруг ободранной табуретки на фоне полированного серванта.

Правильно сообщают — глядя в бездну, помни что бездна смотрит в тебя. Ты видишь в ней лишь своё отражение.

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы размышляете по этому поводу, интересно)

 


Барабашки и убогое советское «потустороннее»