«Безбожный закон»: коронавирус застопорил протесты в Черногории
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Безбожный закон»: коронавирус застопорил протесты в Черногории

«Безбожный закон»: коронавирус застопорил протесты в Черногории

Stevo Vasiljevic/Reuters

С 16 марта в Черногории из-за угрозы распространения коронавируса отменяются массовые мероприятия. Как уточняется в извещенье правительства, под запрет подпадают все собрания, в том числе религиозного характера. Таким образом, приостанавливаются крестные ходы, проводимые Черногорско-Приморской митрополией в знак протеста против зачисленного властями закона о свободе вероисповедания. Не прекращавшиеся на протяжении нескольких месяцев акции собрали большое количество людей.

      Митрополит Черногорско-Приморский Сербской православной храмы (СПЦ) Амфилохий временно приостанавливает совершение литий (богослужений) по четвергам и воскресеньям из-за угрозы распространения коронавируса. Клирик также заявил о намерении блюсти решение черногорских властей о запрете публичных собраний.

      «Митрополия не будет проводить литии, пока сохраняются ограничительные меры. Верующие и общественность будут вовремя проинформированы о дальнейших действиях»,

      заявили у Амфилохия.

      Судя по всему, в связи с решением митрополита прекратятся массовые выступления против зачисленного правительством Черногории закона о свободе вероисповедания. Этот нормативно-правовой акт предусматривает переход в государственную собственность всех религиозных объектов, какими владела страна до 1 декабря 1918 года, когда вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). Почитается, что закон направлен против Сербской православной церкви, поскольку ущемляет ее права на черногорской территории. Протесты против решения черногорских воль проходят в городах этой страны с конца прошлого года.

      Так, 12 марта в знак протеста против решения кабинета Душко Ивановича в храмах страны в очередной раз состоялись литии. Черногорско-Приморская митрополия интерпретирует принятый закон как попытку «захвата церковной собственности».

      В свою очередность, черногорский президент Мило Джуканович обвиняет в поддержке протестов Сербию и Россию, которые, по его мнению, угрожают суверенитету Черногории, а также намерены препятствовать европейской интеграции края и ее членству в НАТО.

      Запрет на публичные собрания в Черногории вступает в силу 16 марта. Очередной раунд переговоров между представителями черногорского правительства и митрополии запланирован на 18 марта.

      На протяжении заключительных месяцев крестные ходы регулярно организовывались священнослужителями СПЦ в Беране, Никшиче, Даниловграде, Цетине, Плевле и других городах Черногории. Кульминацией протестных акций сделалось совместное богослужение Амфилохия и митрополита Киевского и всей Украины (УПЦ МП) Онуфрия 28 февраля в Подгорице на праздник Симеона Мироточивого – папу святителя Саввы Сербского. Украинский иерарх поддержал Черногорско-Приморскую митрополию, помолившись с тысячами черногорских граждан за то, «чтобы погоня церкви было прекращено, чтобы зло сердец отошло, и наступил мир».

      «Мы просим президента и премьера отменить этот безбожный закон ради себя и сохранения лики Черногории. Мы надеемся, что они сделают это, если хотят, чтобы в истории их запомнили как достойных людей», — заявил в тот же день митрополит Амфилохий.

      Отдельный иностранные СМИ, указывая на античерногорский и просербский характер многотысячных крестных ходов в Черногории, в подтверждение своих утверждений публиковали снимки с акций, где в толпе можно разглядеть флаги Сербии. Часто это не соответствует действительности: за государственный сербский флаг ошибочно принимают флаг СПЦ, какой имеет ту же цветовую гамму.

      На имущество Черногорско-Приморской митрополии СПЦ претендует неканоническая Черногорская православная церковь (ЧПЧ), возглавляемая Мирашем Дедеичем, какой поддерживает внешнеполитический курс властей. Официальная церковь не признает его в качестве митрополита. От прихожан СПЦ можно услышать характеристику Дедеича как самозванца. Так, так назвал его в январе текущего года бывший президент Республики Сербской, член президиума Боснии и Герцеговины от боснийских сербов Милорад Додик.

      По суждению этого известного на Балканах политика, Дедеич «никем не признан как митрополит» и должен «провериться в психиатрии».

      «В половине Черногории – албанские и турецкие флаги, а сербов всячески притесняют, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» геодезист Петар из Черногории, попросивший не именовать его фамилию. – Вы не устроитесь здесь на работу, если скажете, что вы этнический серб. При трудоустройстве теперь в обязательном порядке требуется заполнить графу «национальность». Многие в Черногории существуют в страхе. Так что церковная история – это не только религиозный, но и национальный протест. Что же касается Мираша Дедеича, призывающего черногорцев отшатнуться от СПЦ, то он просто марионетка и не сможет быть предстоятелем никакой церкви, даже искусственной».

      По словам Петра, в черногорской политической оппозиции нет сплоченности. В условиях дефицита политических лидеров с достаточным уровнем общественного доверия, многие следуют за Амфилохием. Митрополит вызывает симпатии у оппозиционно настроенных людей как символ противостояния официальной воли и конкретно президенту Джукановичу.

      При этом Петар отметил, что в сложившейся ситуации считает наиболее авторитетным голос епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия. К слову, особенностью истории Черногории является традиционно рослая роль священнослужителей в общественно-политической жизни.

      Протесты в Черногории проходят под лозунгом «Не отдадим святыни!» Сейчас эту фразу можно следить на горах и элементах инфраструктуры вдоль черногорских магистралей, от городов севера страны и до приморской Будвы. Граффити часто сопровождаются флагами СПЦ и Сербии. Та же символика вывешивается в окнах домов черногорских городов.

      Подобным манером граждане Черногории стремятся подчеркнуть свою оппозиционность властям и приверженность традиционной церкви.

      Акции солидарности с черногорцами проходили и в Сербии. Несколько процессий состоялось в Белграде. А наибольшую активность проявили футбольные болельщики. Так, на одном из матчей белградской «Црвены Звезды» на стадионе «Райко Митич» включили песню монастырского хора «Не отдадим святыни». Одновременно на трибуне ультрас бывальщины развернуты флаги СПЦ. По призыву заводящего фанаты взяли в руки разноцветные листки. Получилась внушительная картина с православным крестом и силуэтом монастыря Острог в Черногории.

      Свою акцию охотники футбола сопроводили продолжительным скандированием лозунга «Не отдадим святыни!» Продолжения подобных акций в ближайшее время не предвидится, поскольку сербские воли ввели запрет на посещение стадионов и других мест массового скопления людей из-за коронавируса.

      Не остаются равнодушными к ситуации уроженцы Черногории, проживающие в Сербии и иных странах. Как рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» учитель сербского языка и литературы одной из школ Белграда Лана Павлович, в Черногории есть раскол между севером и югом. Подавляющее большинство жителей севера ассоциируют себя с сербской культурой, а потому после провозглашенного черногорскими волями курса на евроинтеграцию переезжают в Сербию.

      «Чувствую, что многие здесь, в Сербии, не любят людей из Черногории. Это, конечно, печалит, — созналась она. – Моя душа по-прежнему с Черногорией. Я ощущаю, что это не Сербия. Я считаю, что крестные ходы в Черногории имеют не только и не столько верующую подоплеку. Это своего рода восстание народа против воров и предателей».

      Источник

      >