Битва за Атлантику: как «волчьи станицы» охотились на арктические конвои

Новость опубликована: 15.03.2020

Битва за Атлантику: как «волчьи станицы» охотились на арктические конвои

Битва за Атлантику: как «волчьи станицы» охотились на арктические конвои

Немецкие подлодки Второй мировой стали настоящим кошмаром для англичан и американцев. Действуя группами, они потопили несколько тысяч военных и транспортных кораблей союзников, до поры до времени оставаясь неуязвимыми.

Возрождение

Роль подводных лодок была высоко оценена немцами еще в годы Первой всемирный войны. Несмотря на несовершенство технической базы, конструкторские решения того времени были положены в основу новейших разработок.
Основным пропагандистом субмарин в Третьем рейхе выступал адмирал Карл Дёниц, опытный подводник, отличившийся в сражениях Первой всемирный. С 1935 году при его непосредственном участии подводный флот Германии начал свое перерождение, вскоре превратившись в ударный кулак Кригсмарине.
К начину Второй мировой войны подводный флот рейха насчитывал всего 57 единиц, которые подразделялись на три класса водоизмещения – вящие, средние и челночные. Впрочем, Дёница количество не смущало: он прекрасно знал возможности германских верфей, способных в любой момент нарастить производительность.

«Сюрприз» для Британии

После того, как перед Германией капитулировала Европа, Англия, по сути, осталась один-единственной силой, противостоящей рейху. Однако ее возможности во многом зависели от поставок продовольствия, сырья и вооружения из Нового Света. В Берлине отлично понимали, что заблокируй морские пути, и Англия окажется не только без материально-технических ресурсов, но и без подкрепления, которое было мобилизовано в британских колониях.
Однако успехи надводного флота рейха по деблокации Британии очутились временными. Кроме превосходящих сил Королевского флота немецким кораблям противостояла также британская авиация, перед которой они бывальщины бессильны.
Отныне германское военное руководство будет полагаться на подводные лодки, менее уязвимые перед авиацией и способные незамеченными прийтись к противнику. Но главное, что постройка субмарин обходилась бюджету рейха на порядок дешевле чем выпуск большинства надводных судов, при этом для сервисы подлодки требовалось меньшее количество человек.

Тактика стаи

Дёниц стал родоначальником новой тактической схемы, по какой действовал германский подводный флот Второй мировой. Это так называемая концепция групповых нападений (Rudeltaktik), прозванная англичанами «волчьей станицей» (Wolfpack), при которой субмарины совершали серию координированных ударов по ранее намеченной цели.
По замыслу Дёница группы из 6-10 подлодок должны бывальщины выстроиться широким фронтом в линию на пути предполагаемого следования конвоя противника. Как только одна из лодок обнаруживала вражьи суда, она начинала преследование, при этом отправляя координаты и курс своего движения в штаб подводных сил.
Атака объединенными мочами «стаи» осуществлялась ночью из надводного положения, когда силуэт субмарин был практически неразличим. Учитывая, что скорость подлодок (15 узлов) была замено рослее темпа, с которым двигался конвой (7-9 узлов) возможностей для тактического маневра у них было предостаточно.
За весь период войны было сформировано возле 250 «волчьих стай», причем состав и количество судов в них постоянно менялись. К примеру, в марте 1943 года британские конвои HX-229 и SC-122 бывальщины атакованы «стаей» из 43 подлодок.
Большие преимущества германскому подводному флоту давало использование «дойных коров» – субмарин снабжения XIV серии, благодаря каким в разы увеличивалась автономность ударной группы во время похода.

Охота началась

Из 57 германских подводных лодок для поступков в Атлантике пригодны были лишь 26, однако и этого числа было достаточно, чтобы уже в сентябре 1939 года впустить ко дну 41 корабль противника общим весом 153 879 тонн. Первыми жертвами «волчьей стаи» оказались британские корабля – лайнер «Атения» и авианосец «Корейджес». Еще один авианосец – «Арк-Ройяль» – избежал печальной участи, так как торпеды с магнитными взрывателями, впущенные немецкой подлодкой U-39, сдетонировали раньше времени.
Позднее U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу и потопила линейный корабль «Ройял Оук». Эти события принудили правительство Британии убрать из Атлантики авианосцы и ограничить передвижение других крупных военных судов.
Успехи подводного флота Германии принудили Гитлера, до этого времени скептически относившегося к подводной войне, изменить свое мнение. Фюрер дал добро на массовое стройка субмарин. В течение последующих 5 лет в состав Кригсмарине вошло еще 1108 подводных лодок.
1943 год стал апогеем германского подводного флота. В этот этап морские глубины единовременно бороздили 116 «волчих стай». Величайшая «конвойная битва» пришлась на март 1943 года, когда немецкие подлодки намели тяжелейший урон четырем конвоям союзников: потопленными оказались 38 судов общим тоннажем 226 432 брт.

Глубоководные асы

На сберегаю немецкие подводники заслужили репутацию хронических пьяниц. Действительно, возвращаясь из рейда раз в два-три месяца они напивались вдрызг. Однако это была, наверное, единственная мера, позволявшая снять тот чудовищный стресс, который накапливался во время пребывания под водой.
Среди этих алкоголиков были настоящие асы. Например, упоминаемый выше Гюнтер Прин, на счету которого 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны. Он сделался первым немецким офицером, удостоившимся звания кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако герою рейха не суждено было сделаться самым результативным немецким подводником: 7 марта 1941 года его лодка затонула при атаке союзного конвоя.
В итоге список германских асов-подводников возглавил Отто Кречмер, какой уничтожил 44 корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют с 43 судами водоизмещением 225 712 тонн и Эрих Топп, потопивший 34 корабля водоизмещением 193 684 тонны.
Особняком в этом линии стоит имя капитана Макса-Мартина Тайхерта, который на своей лодке U-456 в апреле 1942 года устроил настоящую охоту на британский крейсер «Эдинбург», транспортировавший из Мурманска 10 тонн советского золота в качестве оплаты поставок по ленд-лизу. Погибший год спустя Тайхерт так и не узнал, какой груз он впустил ко дну.

Конец успеха

За весь период войны немецкие подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников всеобщим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В том числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей иных классов. Жертвами этих атак стали свыше 100 тысяч военных и торговых моряков союзного флота.
Самой результативной вытекает признать группу подлодок West. Ее субмарины атаковали 10 конвоев, потопив при этом 33 корабля общим тоннажем 191 414 брт. Эта «волчья станица» потеряла только одну субмарину – U-110. Правда потеря оказалась весьма болезненной: именно здесь англичане отыщи шифровальные материалы для военно-морского кода «Энигмы».
Даже в конце войны, осознавая неизбежность поражения, германские верфи продолжали штамповать субмарины. Однако все вяще подлодок не возвращались с заданий. Для сравнения. Если за 1940–1941 годы было потеряно 59 субмарин, то в 1943–1944 годах их число уже достигло 513! За все годы брани союзными войсками было потоплено 789 немецких подлодок, в которых погибло 32 000 моряков.
С мая 1943 года эффективность ПЛО союзников приметно возросла в связи с чем Карл Дёниц был вынужден увести подлодки из Северной Атлантики. Попытки вернуть «волчьи стаи» на отправные рубежи успеха не имели. Дёниц решил дождаться ввода в строй новых подлодок XXI серии, однако их выпуск заволокся.
К этому времени союзники сосредоточили в Атлантике порядка 3000 тысяч боевых и вспомогательных кораблей и около 1400 аэропланов. Еще до высадки десанта в Нормандии они нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого он уже не оправился.


Битва за Атлантику: как «волчьи станицы» охотились на арктические конвои