«Военные» трактора на Великой Отечественной: что это было
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Военные» трактора на Великой Отечественной: что это было

«Военные» трактора на Великой Отечественной: что это было

На борьбу с врагом в Великой Отечественной войне были мобилизованы все силы, все ресурсы. Для нужд армии в артиллерии в качестве тягловой мочи использовались лошади, верблюды и даже ослы. Нередко случалось, что сельскохозяйственные тракторы «воевали» вместе со своими трактористами.

На собственном тракторе на Парад Победы

Когда завязалась война, Ивану Красносельских исполнилось 18 лет. В те годы взрослели рано, и к 1941 году Иван стал опытным механиком. В совхозе «Сепычевский» в округах города Верещагина Молотовской области (Пермский край) его ценили и доверяли ремонтировать сельскохозяйственную технику.

В армию Красносельских пошел по лозунгу за неделю до войны, и уже 27 июня был отправлен на Западный фронт. Под городом Великие Луки он был ранен, но вскоре вернулся в построение и прошел всю войну трактористом-механиком 142-го армейской пушечной артиллерийской бригады 33-й армии.

Руководил 142-й бригадой полковник В. З. Ершов, Герой Советского Альянса, инициативный офицер, который нередко своими неординарными действиями наносил противнику существенный урон.

Опытный командир не побоялся поддержать инициативу молодого бойца. Во пора наступательной операции в январе-феврале 1945 года, когда бригада за две недели совершила стремительный бросок дальностью свыше 400 км, одновременно ведя непрерывные бои, теряя людей и технику, тракторист-механик Иван Красносельских подогнул на поле сражения бесхозный трактор ЧТЗ С-65 «Сталинец» и продолжил на нем движение.

Используя свободное время на привалах, Иван ремонтировал трактор, ведь «Сталинец» имел свои немощные места. Эта машина безупречно вела себя на грунтовых дорогах, но на асфальте и пересеченной местности ломались звенья гусениц, разбалтывались все крепления и срезались болты, лились сальники бортовых фрикционов. Однако Ивану удалось доехать на изношенной машине от Вислы до Одера через леса, овраги и заросли. Раз он провозился с трактором двое суток без отдыха и сна, когда личный состав батареи отсыпался и приводил себя в порядок на постое в деревне Раккау.

Благодаря беззаветному труду Ивана Красносельских артиллерийское орудие с помощью отремонтированного трактора было своевременно доставлено на огневую позицию. За смекалку, трудолюбие и выполненные военные задачи тракторист-механик был удостоен различных наград.

8 мая 1945 года Иван Иванович Красносельских встретил на Одере, а через полтора месяца отважный тракторист проехал на своем военном «Сталинце» перед трибуной Мавзолея на Параде Победы.

Образ героя

Иван Красносельских оставил мало свидетельств своей жития. Письма писать он был не горазд, но даже в пространном представлении к награде читается образ не скромного механик, а опытного бойца.

Иван был ранен двукратно. Первый раз – легко под городом Великие Луки 18 июля 1942 года при маневрах советских войск в ходе подготовки Великолукского наступления.

Другой раз тракторист Красносельских был ранен в сентябре 1943 года под городом Починок Смоленской области. Перед 33-й армией генерал-лейтенанта Гордова стояла задача отпустить Смоленск. Однако при наступлении 7 августа не удалось достигнуть внезапности, и бои приняли затяжной характер. Только 20 августа при взаимодействии с 42-й армией удалось свершить прорыв на 25 километров и остановиться на этой линии для обороны. Именно здесь в преддверии тяжелых боев красноармеец Красносельских написал заявление и был зачислен в ВКПБ.

Бои возобновились в ходе Смоленско-Рославльской наступательной операции, начавшейся 15 сентября. Немцы ожесточенно сопротивлялись. А 23-го при освобождении города Ремонтов Иван Красносельских был тяжело ранен.

Вернувшись после ранения в бригаду, Иван продолжил службу трактористом-механиком. За мужество и отвагу в октябре 1944 года он был представлен к своему первому ордену «Алая Звезда».

Боевая страница в истории мирного трактора

Тракторы двойного назначения, которые в мирные годы вспахивали грунт, а в военные возили пушки на полях сражений, были разработаны в 30-х годах ХХ века. ЧТЗ С-60 и ЧТЗ С-65 при небольшой собственной мощности в 60-65 лошадиных сил могли передвигать тяжкие артиллерийские орудия.

Иван Красносельских был не единственным красноармейцем, кто воевал на своем тракторе. Так, Николаев Дмитрий Алексеевич из села Марково был призван совместно со своим трактором. В составе танковой бригады он возил пушки на позицию и вытаскивал поврежденные танки с поля боя. В его обязанности входило закапывать трактор для маскировки вручную. Минув на «боевом» тракторе всю войну, Николаев встретил победу в Берлине. Его подпись есть на Рейхстаге.

На своем тракторе ушел на брань и Жгунов Никита Михайлович. В 947-м гаубично-артиллерийском полку бывалый тракторист буксировал орудия при передислокации. Перемещались обычно замкнуто – в темноте. Однажды зимой Жгунов первым тащил орудие и незаметно для себя переехал высокий заснеженный мостик. Вытекавший за ним тракторист не справился с машиной и упал в воду вместе с трактором и гаубицей. Погибли водитель и два бойца.

Колхозник Юнус Бикташев на своем тракторе пришёл на военные курсы, после окончания которых воевал командиром тяги на Орловско-Курском направлении в 105-м гаубичной бригаде 4-го Украинского фронта. Совместно со своим трактором он участвовал в боях за Крым, Севастополь, обеспечивал артиллеристскую подготовку на Сапун-горе. Пройдя половину Европы на аграрном транспорте, Бикташов закончил войну в Венгрии. В его арсенале – ордена «Красной Звезды» и «Знак Почета», медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной брани».

>