«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

Новость опубликована: 17.05.2019

«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима

Под Крестовыми походами подразумевают серию интернациональных мероприятий католической Западной Европы, под эгидой церкви, по завоеванию мусульманских Палестины, Сирии и других стран Ближнего Восхода, а также православной Византии. Официальным мотивом этой агрессии выставлялось «освобождения гроба Господня из рук неверных». Первый крестовый поход завязался в 1095 году, а последний, восьмой, завершился в 1270 году.

Крестовыми походами называют некоторые другие мероприятия той же поры, устремлённые на насильственное крещение язычников (балтов, славян и т.д.) и истребление еретиков (катаров), а также более поздние попытки собрать интернациональную коалицию против турок-османов.

Детский крестовый поход

Пожалуй, самым шокирующим для современного сознания фактом является крестовый поход детей, случившийся в 1212 году.

После того, как в 1187 году мусульмане отбили у крестоносцев Иерусалим, а Третий крестовый поход 1189-1191 гг. закончился неуспехом, в Западной Европе распространились мистические настроения, что только чистые и непорочные дети способны отвоевать «гроб Господень». Завязались проповеди о том, что Бог обязательно благословит такое мероприятие, и перед детьми не только войска мусульман обратятся в бегство, но и море раздвинется, как перед Моисеем.

Когда юные крестоносцы собрались в Париже, то король Филипп II приказал им разойтись по домам и оставить неумную затею. Но не везде монархи и епископы были благоразумны. Многие же священнослужители благословляли и сопровождали безоружное войско детей. Многие родители, обнятые массовым фанатизмом, сами отправляли своих чад в неизвестность. Тут же действовали и тёмные личности, обещавшие родителям доставить их детей в Палестину и подававшие за это деньги. Увидим, к чему это привело.

В Германии летом 1212 года собралось примерно 25-тысячная толпа отроков и отроковиц, спрашивавших путь к морю и питавшихся подаянием. Большинство погибало в пути от голода и болезней, а в Альпах ещё и от холода. Когда уцелевшие спустились на равнины Италии, то многие из них бывальщины перебиты местными жителями в отместку за насилия немецких крестоносцев во время Третьего похода. До моря никто из них не добрался.

Во Франции образцово 30 тысяч юных крестоносцев под предводительством пастушка Стефана пришли в Марсель, где некие судовладельцы обещали бесплатно перевезти их на кораблях в «Святую землю». На семь кораблей было погружено возле пяти тысяч участников похода, прочим пришлось отправиться нищенствовать, и им повезло больше.

Корабли вместо Палестины приплыли в Алжир, где судовладельцы реализовали детей в рабство маврам, как у них уже было о том условлено. Страшную правду рассказал в Европе спустя 18 лет чудом уцелевший монах, сопровождавший детей в том злополучном плавании.

«Богоугодный» геноцид

Взятие восточных городов западными крестоносцами сопровождалось не лишь их разграблением, но и тотальным геноцидом населения. Впрочем, этим тоже было невозможно удивить ни современников, ни потомков. Самым шокирующим является воспевание участниками похода массовых смертоубийств как богоугодного дела.

Так, священник Раймон д’Ажиль с восхищением писал о взятии Иерусалима во время Первого крестового похода в 1099 году, что «число пролитой в те дни крови было невероятно». В дворе храма Соломона (по-видимому, он называл так мечеть халифа Умара, которая, как многие находят, стоит на месте древнего храма Соломона), по его словам, кровь доходила до колен всадников, ехавших верхом. И далее вытекает благочестивая сентенция: «Воистину, Господь наш Иисус справедливо и прекрасно рассудил так, чтобы это место затопилось кровью неверных».

Поп Фульхерий из Шартра, очевидно, не был склонен к преувеличениям, так как считает, что кровь местных жителей, струившаяся по улицам Иерусалима, доходила крестоносцам лишь до щиколоток. Гийом, архиепископ Тирский (в Ливане), в XII веке написавший историю Крестовых походов, утверждал, что повсюду валялись обезображенные тела иерусалимцев, а победители были с головы до ног забрызганы кровью. Хотя он судил о взятии Иерусалима лишь по рассказам, но, вероятно, в этих его писульках отразились впечатления от более позднего взятия какого-то другого города. Нравы у «воинов гроба Господня» не менялись.

Вандалы во Втором Риме

Ничем по сути не выделялось и взятие Константинополя, предпринятое вождями Четвёртого крестового похода в 1204 году. То, как крестоносное войско перенацелилось с мусульманской столицы на православную, показательно для итого этого движения.

У крестоносцев не хватало денег для оплаты проезда в Палестину, и тогда правительство Венеции предложило им, в уплату доли суммы, побыть наёмниками в покорении отпавшего от Венецианской республики города Зара (Задар). Зара была взята, но венецианцы спрашивали ещё денег.

В это время с вождями крестоносцев завязал переговоры царевич Алексей, сын свергнутого в Константинополе императора Исаака II Ангела. Он предложил крестоносцам и венецианцам рассчитаться из византийской казны за их услуги, если те возведут его на престол. Крестоносцы отнеслись к этому мероприятию как к святому делу, тем более, что соискатель престола обещал подчинить православную храм Риму.

В 1203 году крестоносцы возвели Исаака и Алексея IV на трон и стали требовать оплаты своих услуг. Но византийская казна была основательно разграблена предтечами новых императоров. Алексей начал взыскивать недостающую сумму на жителях столицы. Это вызвало мятеж, Ангелы были низвергнуты, и новый император Алексей V Дука отказался платить католикам что-либо. В ответ крестоносцы повели осаду Константинополя и 12 апреля 1204 года штурмом взяли город.

Изумляться массовым избиениям «схизматиков» католиками не приходится. Значительно большее впечатление на историков производит то, что западноевропейские рыцари уничтожали бесчисленные произведения искусства византийской столицы, не видя в них никакой ценности. От меча и огня гибли книги, картины, скульптуры. Золотые объекты переливались в слитки.

Столица Восточно-Римской империи, устоявшая при всех прежних варварских вторжениях, в начале XIII века была всё-таки завоёвана и истреблена западными варварами.


«Богоугодный» геноцид: что творили рыцари крестоносцы при взятии Иерусалима