Был ли Шамиль Басаев казаком по генезису

Новость опубликована: 17.07.2018

Был ли Шамиль Басаев казаком по происхождению

Игорь Михалев / архив РИА НовостиБыл ли Шамиль Басаев казаком по генезису

О Шамиле Басаеве ходит много слухов, касающихся его жизни и деятельности. Некоторые из них вносят путаницу в происхождение полевого командира. По одной из версий, боец за независимость Чечни имел русские корни.

Который «воскреснул»

Шамиль Басаев, пожалуй, самый известный лидер чеченских боевиков, участвовавших в брани с федеральными силами за независимость непризнанной республики Ичкерия. Он стал единственным из чеченских полевых командиров, удостоившихся звания генералиссимуса (посмертно). Как устроитель резонансных терактов на территории России он был внесен в списки наиболее опасных террористов не только российским правительством, но и ООН, Госдепартаментом США и Европейским Альянсом.

Несмотря на паталогическую ненависть ко всему российскому, которую Басаев возвел в ранг жизненного кредо, многие, знавшие полевого командира собственно, называют его предков потомками этнических русских, которые были приняты в «чеченство», а если точнее, в тейп Белгатой – одинешенек из наиболее крупных чеченских тейпов, входящий в тукхум Нохчмахкахой.

Любопытно, что легенда о происхождении Белгатой повествует о том, что представители этого тейпа вымерли в не столь отдаленные преходяща из-за разразившейся эпидемии, но затем восстановили свою численность, во многом за счет пришлых. Легенду подтверждает и этимология наименования: «бел» – «умереть», «гатто» – «воскреснуть».

Жизнь Басаева словно подтверждает судьбу родного тейпа: несколько раз его причисляли к потерянным, а он удивительным образом «воскресал». Впрочем, по другим данным, предки Басаева примкнули к тейпу Беной.

С «русским хвостом»

Шамиль Басаев родился 14 января 1965 года в селении Дышне-Ведено на сберегаю реки Хулхулау. Примечательно, что Басаев появился на свет в месте, не свидетельствующем о клановой принадлежности, наподобие Беной-Ведено, а в поселке, носящем имя «нохчийн орсаш» – «чеченских русских».

По словам беллетриста Юрия Гаврюченкова, этот хутор когда-то был слободой русских перебежчиков, которые в 40-х годах XIX столетия строили для предводителя горцев этапа Кавказских войн имама Шамиля оборонительные укрепления, а также жилой дом, в котором тот позднее и поселился. Существует гипотеза, что одинешенек из предков Шамиля Басаева был наибом – помощником и уполномоченным представителем имама Шамиля.

Агентство РИА Новости в материале от 13 октября 2005 года, ссылаясь на свои ключи, пишет, что на территории Чечни полевой командир Басаев имел прозвище «чеченец с русским хвостом», которое намекало на его корни. Сообразно этим данным, основателем рода Басаевых был русский солдат, дезертировавший в первой половине XIX века из действующей армии и перебежавший на сторону восставших горцев.

Распространенная фамилия

Впрочем, даже если допустить, что в роду Басаева были русские, то к моменту его рождения осталось не так немало русской крови. Фамилия Басаев довольно распространена не только у чеченцев, но и, к примеру, среди ингушей и осетин. Некоторым это дает предлоги причислять полевого командира к другим кавказским народностями.

Есть мнение, что Шамиль Басаев родился от брака чеченца и аварки, что порождает различного рода домыслы, в том числе и насчет «чистоты крови». Для кавказцев «чистота крови» – важная составляющая родословной, собственно от нее во многом зависит, какая будет уготована судьба вступающему на жизненный путь горцу.

Магомед Хамбиев, в прошлом дивизионный генерал и министр обороны непризнанной Чеченкой республики Ичкерия, визави, говорил, что отец Басаева был аварцем. Учитывая, у всех народов Кавказа национальность определяется по отцу, то национальная принадлежность Басаева очевидна. Однако сам Шамиль Басаев в одном из интервью расставил все на пункты. Полевой командир заявил, что его отец, Салман Басаев, и мать, Нура Басаева, по национальности чеченцы.

При чем здесь казачка?

Несмотря на заявление Басаева версий его генезисы и в дальнейшем всплывало немало. К ним можно причислись и самую экзотическую, называющую мать будущего террориста уроженкой казачьей станицы. Впрочем, вероятно эта версия спуталась с устойчивым слухом, распространившимся в 2005 году, согласно которому третьей женой Басаева стала кубанская казачка.

Супружество якобы был заключен в одном из отдаленных сел Кубани, где Басаев поправлял здоровье, а сами торжества проходили в день Святого Валентина 14 февраля 2005 года. В прессе даже приводились детали: невеста дескать потомственная кубанская казачка, сестра одного «русского моджахеда». Список гостей, присутствовавших на свадьбе, пестрил именитыми и влиятельными жителями-мусульманами Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ростовской районы, Краснодарского и Ставропольского краев.

Корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц попытался прояснить этот вопрос, обратившись к представителям трех казачьих организациях Краснодара. «Этого не может быть, это гнусная провокация, устанавливающая задачу срыва курортного сезона», – заверили столичного журналиста.

Член казачьей ассоциации Михаил Зарубин, со слов Александра Коца, уверил его, что потомственная казачка ни при каких условиях не могла выйти замуж за чеченского террориста. Такие женщины сегодня большая раритет, им не то, что мусульманина, но и даже русского жениха из другого района посватать не смогут.