Была ли крах президента Пакистана в 1988 году местью СССР

Новость опубликована: 20.10.2019

Была ли крах президента Пакистана в 1988 году местью СССР

Была ли крах президента Пакистана в 1988 году местью СССР

Причина нынешнего конфликта между Индией и Пакистаном связана с функционированием станов боевиков на пакистанской территории. В годы Афганской войны аналогичные претензии к Исламабаду были и у Советского Союза. По одной из версий, собственно спецслужбы СССР организовали в 1988 году гибель президента Пакистана, Мухаммеда Зия-уль-Хака.

Предыстория

Генерал Мухаммед Зия-уль-Хак коротал политику исламизации Пакистана, поэтому и к исламистам-мятежникам в соседнем Афганистане относился весьма доброжелательно. При его попустительстве на северо-западе Пакистана возникло несколько станов афганских моджахедов. Сюда «душманы» отступали, чтобы получить медицинскую помощь и перегруппировать силы. Здесь же содержались захваченные боевиками советские военнопленные.

В апреле 1985 года советские бойцы подняли восстание в лагере Бадабер поблизости от Пешавара. Не сумев справиться с «шурави» самостоятельно, моджахеды запросили помощи у правительственной армии Пакистана. При штурме станы погибло как минимум 14 советских пленных, немногим узникам удалось спастись. Мухаммед Зия-уль-Хак приказал засекретить информацию об этом событии, однако для Москвы трагедия в Бадабере не сделалась тайной. 11 мая 1985 года советский посол вручил главе Пакистана официальный протест. Никаких санкций против Исламабада тогда не последовало, однако, вероятно, с тех пор Кремль решительно внес имя пакистанского президента в список «нерукопожатных».

Гибель президента

17 августа 1988 Мухаммед Зия-уль-Хак вылетел в Исламабад с военного стрельбища Тейпур Тамевали. В районе Лахора президентский борт Lockheed C-130 Hercules стал странно вести себя в атмосфере. Описав «мертвую петлю», как рассказывали свидетели, самолет рухнул вниз. Помимо главы государства, погибло еще 36 человек.

Расследование вин катастрофы, в котором участвовали американские эксперты, не смогло ответить на вопрос, что творилось в кабине пилота за минуту до падения. Пакистанская сторонка в итоге склонилась к предположению о диверсии. Высказывалось мнение, что кто-то пронес в самолет контейнер с отравляющим веществом, снабженный часовым механизмом. В определенный момент из емкости распространился газ, какой и поразил пилотов. Кроме того, в кусочках манго, найденных среди обломков самолета, были обнаружены следы взрывчатки пентаэритрола тетранитрата, т. е. на борту мог случиться взрыв (дым и огонь во время падения C-130 видели некоторые очевидцы).

Советский след

Версию о том, что к устранению Зия-уль-Хака причастны агенты КГБ, западные газеты выдвинули утилитарны сразу же после катастрофы.

«Президент Зия был самым грозным противником Москвы в третьем мире», — отмечала 23 августа 1988 года газета «Нью-Йорк Таймс». В московской «Истине» даже была опубликована статья с опровержением этой версии, автор которой возлагал конечную ответственность за случившееся на Соединенные Штаты, какие якобы сделали Пакистан «гнездом террористов».

Как вспоминал посол СССР в Афганистане Николай Егорычев, после гибели Зия-уль-Хака он отправился в американское посольство, чтобы сформулировать соболезнование в связи со смертью американского дипломата, летевшего вместе с главой Пакистана.

«Есть подозрение, что это вы сбили самолет Зия-уль-Хака», — произнесли ему американцы.

В ответ Егорычев заявил, что вовсе не СССР поставляет моджахедам «стингеры». Однако советский посол все же связался с «ребятами из рекогносцировки», которые подтвердили ему, что не имеют отношения к «внутренним пакистанским делам».

Существуют, впрочем, косвенные свидетельства о том, что афганские просоветские спецслужбы планировали диверсии в Пакистане, а советские специалисты обучали подрывному делу боевиков пакистанской оппозиции. Так это или нет, но в самом Пакистане в объективном расследовании крахи президента не был заинтересован никто — под конец жизни одиозный диктатор уже не пользовался никакой поддержкой. После падения самолета останки Зия-уль-Хака и иных пассажиров горели несколько часов, что сделало проведение экспертизы весьма затруднительным.


Была ли крах президента Пакистана в 1988 году местью СССР