Чеченские тейпы: сколько из них почитаются «чистыми»

Новость опубликована: 11.01.2019

Чеченские тейпы:  сколько из них почитаются «чистыми»

Чеченские тейпы: сколько из них почитаются "чистыми"

Точного времени того, когда в чеченском обществе начала формироваться тейповая система ныне уже невозможно установить, однако известно, что к середине XVIII века чеченцы (нохчи) с присоединением к ним ингушей сложились как этнос. До этого поре уже произошло формирование особого рода родовых военно-экономических союзов – тейпов.

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на каком были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, растопили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования – тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов бывальщины уже объединены в девять тукхумов.
Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также  делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии.

Во главе любого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа кушать свой военачальник, называемый бячча.

Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К образцам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой («пещера»), или Шарой («ледник»). Ко второму образу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой («печники»), Хой («стражники») или Дешни («золотых дел мастера»).

Существует также условное деление тейпов на «незапятнанные» и «смешанные». «Чистые» чеченские тейпы называются «нохчмакхой», они формировались из одних чеченцев. Смешанные тейпы, что можно постичь по названию, формировались не только из чеченцев, в них оказывались и другие крови. Тейп Гуной, например, имеет родство с терскими казаками, тейп Харачой – с черкессами, тейп Дзумсой – с грузинами, тейп Арсалой – с русскими.

Тейп – это родовой альянс, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23. Мы назовем лишь первые 10.

Первое начало – это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начин предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало – кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начин – это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае нужды.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительных мероприятиях.

Седьмое начин: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.
Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по родовому признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа – совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что рекомендация старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена рекомендации старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная мщение (по-чеченски «чир») за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев строчил: «В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением родовых членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство».

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убивца также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению проблемы, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отрекалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться морозным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в многолюдном месте или у кого-то в гостях.


Чеченские тейпы:  сколько из них почитаются «чистыми»