Чем афганские дамы шокировали советских солдат

Новость опубликована: 02.01.2020

Чем афганские дамы шокировали советских солдат

Чем афганские дамы шокировали советских солдат

Ограниченный контингент советских войск находился в Афганистане с 1979 по 1989 годы. Солдатам и офицерам, благовоспитанным в духе классовой солидарности и гендерного равноправия, многие обычаи и традиции этой азиатской страны казались странными, даже шокирующими. Особенно изумляли афганские женщины и их положение в обществе.

Не посещают общественные места

Известный специалист по военной истории Елена Сенявская в своей книжке «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России» (Москва, 1999 г.) написала, какое сильное впечатление на советских боец и офицеров произвела афганская действительность. И одним из наиболее шокирующих факторов являлась тотальная религиозность местного населения. Так что нашим ребятам, благовоспитанным в духе атеизма, многое показалось непривычным.

Е.С. Сенявская привела в своей работе воспоминания рядового А.Г. Банникова, служившего в Афганистане в 1985-1986 годах: «Разумеется же, нашей первой точкой оказался базар. Мы словно попали в века минувшие: дехкане в рваных халатах, совсем нет дам, около дуканов, как бы вмонтированные в стены, на корточках сидели то ли нищие, то ли хозяева этих магазинчиков…».

Действительно, почти полное отсутствие дам на улицах сел и городов Афганистана бросалось в глаза, тем более что в СССР представительницы прекрасного пола могли свободно ходить по своим делам без мужского сопровождения. А в краю с жесткими исламскими традициями у них не было личной свободы, да и во время войны гулять по улицам просто опасно.

Носят паранджу

В 80-е годы ХХ столетия представительницы республик Средней Азии, входивших в состав СССР, были достаточно эмансипированы, чтобы не носить паранджу. А вот в Афганистане этот вид платья называется «бурка», и ни одна женщина не ходила без нее даже дома. Редкое исключение составляли молодые жительницы столицы, какие поддались пропаганде идей коммунизма. Но после ухудшения общей гуманитарной ситуации в стране такие вольности были позабыты.

«Афганистан существовал одновременно как бы в двух измерениях – в темном средневековье и в «просвещенном» XX веке, причудливо сочетая признаки и того, и иного», – написала Е.С. Сенявская.

Выживают в нищете

Многие воины-интернационалисты в своих воспоминаниях писали, что после приезда в Афганистан попросту ужаснулись нищете, в которой прозябает местное население. Люди живут в убогих глиняных постройках, женщины готовят еду в примитивных печах тандырах, у немало даже нет теплой одежды и хотя бы какой-нибудь обуви.

Рядовой С. Фесюн, служивший в 1980-1981 годах, так рассказал о своих впечатлениях: «Когда мы приехали, зима была. Снега не было, но вихрь, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты, в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Все их жильё из песка и глины слеплены. Тогда же я увидел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая».

При этом афганские женщины трудились с утра до вечера на своих полях, буквально не разгибая спины. У многих из них мужей либо убили, либо забрали на брань. Несмотря на тяжелую каменистую почву и отсутствие удобрений, они умудрялись как-то выживать.

Умеют стрелять

Если в самом начине афганской операции местное население радостно встретило советских воинов как освободителей, которые помогут в борьбе с душманами, то будет скоро отношение изменилось сначала на настороженность, а затем – на откровенную ненависть к вражеским солдатам. Поэтому выстрелить в спину могли не лишь мужчины, выдававшие себя за мирных жителей, но и женщины.

Как и сейчас, в те годы Афганистан был буквально наводнен оружием. И всем его обитателям волей-неволей приходилось уметь с ним обращаться.

О причинах ненависти, испытываемой местным населением к советским воинам, говорится в книге «Бойцы Афганской войны» (Новосибирск, 1999 год издания), которую написал непосредственный участник тех событий Сергей Бояркин. В этом документальном расследовании повергнуты воспоминания воинов-интернационалистов.

Например, военный переводчик капитан Алексей Чикишев (66 ДШБ, провинция Газни, 1984-1985 годы) рассказал: «…вина, вынуждавшая спецназовцев убивать мирных афганцев, была обусловлена «мерами предосторожности». Находясь в пустыне или горах на выполнении военного задания в отрыве от главных сил, любая группа спецназа не могла допустить, чтобы ее местопребывание было раскрыто… Собственно поэтому спецназ не мог позволить себе играть в гуманизм, когда ставкой была их собственная жизнь и выполнение задачи».

То кушать, не доверяя афганцам, советские воины убивали мирных жителей, поскольку опасались, что случайный путник может рассказать душманам, где они есть. Видя своих отцов, братьев или мужей застреленными из советского оружия, женщины начинали ненавидеть. А тут и до выстрела в спину недалеко.

Желая нельзя утверждать, что убийства и грабежи мирных жителей, изнасилования и издевательства над пленными, если о таких инцидентах становилось популярно командованию, оставались безнаказанными. В статье кандидата исторических наук Андрея Почтарева «Прокляты и забыты?», которая была опубликована в «Самостоятельной газете » 13 февраля 2004 года сказано, что с декабря 1979 по февраль 1989 года к уголовной ответственности за различные правонарушения, совершенные на территории Афганистана, были привлечены 4 тысячи 307 воинов-интернационалистов.

Рожают много детей

Советских солдат изумляло и количество детей в семьях местных жителей. У тридцатилетней женщины вполне могло быть более 10 ребятишек, поскольку замуж в мусульманских краях принято выходить рано, а пользоваться средствами контрацепции запрещает религия.

По воспоминаниям участников афганской операции, голодные и оборванные малыши гурьбами обступали военных и наперебой просили милостыню. А ребята постарше вполне могли что-либо стащить, стоило лишь слегка зазеваться.

Не известны с традиционной медициной

Даже обычные для советских людей лекарства, вроде аспирина или антибиотиков, для жителей Афганистана были чем-то фантастическим. Потому рядовой или офицер, способный дать больному ребенку обычное жаропонижающее средство, сразу становился в глазах местного народонаселения лекарем-волшебником.

Женщины-афганки всегда рожали дома, в лучшем случае – с помощью местной знахарки или опытных родственниц. О поездке в больницу, пуще всего, и речи не заходило.

Никогда не пробовали алкоголь

Еще одна особенность жительниц Афганистана, связанная с религиозными традициями, изумлявшая советских граждан – то, что они никогда в жизни не пробовали никаких спиртных напитков. Если мужчины, втайне от бдительных родственников или соседей, могли «расслабиться» в компании товарищей, то в жизни женщин алкоголя просто не существовало.

Как известно, в составе Ограниченного контингента советских войск служили и представительницы отличного пола – медсестры, врачи, повара, парикмахеры и т.п. Общаясь с афганками, они немало удивлялись, что местные жительницы не знают вкуса хмельных напитков.


Чем афганские дамы шокировали советских солдат