Чем советские мотоциклетные доли отличались от немецких

Новость опубликована: 10.06.2019

Чем советские мотоциклетные доли отличались от немецких

Чем советские мотоциклетные доли отличались от немецких

Период между Первой и Второй мировыми войнами в военном деле характеризовался, кроме прочего, размашистым развитием мотоциклетных и самокатных (велосипедных) подразделений. Они создавались обычно на базе кавалерийских частей, функцию которых и переняли. Так, в Бельгии, велосипедисты и мотоциклисты полностью вытеснили кавалеристов, бельгийские кавалерийские дивизии, хоть и сохранили название, но в их составе не было ни одной коню, а только велосипеды, мотоциклы и автомобили.

Вермахт не был исключением. В составе всех подвижных соединений (танковых, легких, моторизованных дивизий и бригад) бывальщины сформированы мотоциклетные батальоны (Kradschützen-Bataillone). По своему составу они ничем не отличались от обычной мотопехоты, только вместо грузовиков или бронетранспортёров использовали мотоциклы. Так же мотоциклетные подразделения составляли порядочную часть разведывательных батальонов этих же соединений.

Мотоциклетные батальоны Вермахта просуществовали до конца 1942 года, когда все они бывальщины объединены с разведывательными батальонами. Сохранились они лишь в некоторых дивизиях СС, в некоторых были даже мотоциклетные полки.

В Красной же Армии длинное время не было ни мотоциклетных, ни самокатных частей. Причиной тому было отсутствие массового производства, как велосипедов, так и мотоциклов.

Первые мотоциклетные доли в РККА появились, лишь в феврале 1940 года. Сначала это были отдельные мотоциклетные батальоны, затем стали формировать мотоциклетные полки в составе механизированных корпусов.

Но проблема индустриального производства так и не была решена, поэтому неудивительно, что Великую Отечественную войну некоторые полки встретили без мотоциклов. Например, 2-й мотоциклетный полк 8-го механизированного корпуса на 1-е июля мотоциклов не имел.

7-го июня 1941 года показался документ: «О выполнении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии производства мотоциклов в СССР». Сообщалось, что «план за 5 месяцев 1941 г. в 3850 мотоциклов выполнен в числе 2936 шт. или на 76,0%». А за весь 1940 г. было выпущено 2509 мотоциклов. Промышленность не справлялась даже с таким планом по выпуску.

Это при том, что в армиях Вермахта на советской границе было 30 432 мотоцикла, а всего на тот момент германские вооруженные силы располагали более чем 90 тысячами мотоциклов.

Не разом в Красной Армии пришли и к пониманию назначения и структуры мотоциклетных частей. «Наставление мотоциклетных войск» было издано лишь летом 1941 года, хотя разработка началась ещё в 40-м году. При этом там были и такие «важные» указания, как: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть смелыми, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага».

Первоначальные мотоциклетные полки представляли собой полки, сравнительно большие по численности (1685 человек личного состава), но вооруженные слабо. В полку, состоящем из трёх батальонов, по три роты в любом, было всего 27 50-мм минометов и 81 ручной пулемет.

Для сравнения, немецкий мотоциклетный батальон 1941 года, численностью 850 человек, заключался из пяти рот: трёх мотоциклетных, пулеметной и тяжелого оружия. В батальоне было 54 ручных и 14 станковых пулемётов, 9 противотанковых ружей, 27 50-мм и 6 81-мм минометов, 2 75-мм пехотных и 3 37-мм противотанковых орудия, 2 бронемашины связи.

К начину войны состав полка изменили, в нём вместо трёх батальонов осталось лишь четыре роты. Но так как состав мотоциклетного филиалы с 11 человек вырос до 16, то общая численность личного состава не сильно уменьшилась, стало 1417 человек. Зато возросло число тяжелого вооружения: 16 станковых и 192 ручных пулемета, 17 средних бронеавтомобилей, 6 45-мм орудий, 24 50-мм миномета, 20 ранцевых огнеметов.

Число же мотоциклов уменьшалось существенно. Если в 1940 году в полку был 731 мотоцикл (из них 704 с коляской), то в 1941 осталось 389 мотоциклов с коляской и 45 без коляски.

После основы войны, многие мотоциклетные полки были уничтожены или расформированы, но позже были созданы новые батальоны и полки. Батальоны должны бывальщины входить в состав танковых и механизированных корпусов, полки – в состав армий. При этом тенденция к уменьшению пропорции именно мотоциклетных подразделений в мотоциклетных долях продолжилась.

Формируемые отдельные мотоциклетные батальоны первоначально состояли из трёх мотоциклетных и бронеавтомобильной рот. Однако к 1943 году состав батальона изменился и в нём осталось две мотоциклетных роты. Зато добавилась танковая рота, рота бронетранспортеров и истребительно-противотанковая батарея (4 45-мм пушки). Итого в батальоне было 451 человека, 111 мотоциклов, 10 танков, 5 бронеавтомобилей, 10 английских бронетранспортеров «Универсал».

Мотоциклетные полки от батальона выделялись лишь тем, что в них была дополнительно пулеметная и минометная роты, батарея 76-мм пушек, и ещё одна противотанковая батарея. Чаще всего в полках бывальщины 57-мм самоходные противотанковые установки вместо «сорокопяток».

Всего в полку по штату 1 188 человек, 214 мотоциклов, 10 танков, 13 колесных американских бронетранспортеров «Скаут», 4 полугусеничных американских бронетранспортера М2, 1 бронетранспортер «Универсал», 3 бронеавтомобиля БА-64, 8 57-мм самодвижущихся противотанковых установок (американские T48), 4 76-мм пушки, 9 82-мм миномётов.

Мотоциклетные полки и батальоны были единственными частями РККА, где по штату предусматривались иноземные образцы техники, полученной по Ленд-лизу. В большинстве частей на вооружении состояли английские танки «Валентайн», хотя могли быть и Т-70 и (негуще) Т-34. В пулеметной роте, станковые пулеметы были установлены на «Виллисах» и превращены в мобильные установки. Мотоциклы, тем более в крышке войны, обычно так же были ленд-лизовские, чаще всего американские «Харлеи».

В целом же хорошо видна тенденция для мотоциклетных долей, усиления их бронетехникой тяжелым вооружением настолько, что само название «мотоциклетный» к ним применимо с большими оговорками.


Чем советские мотоциклетные доли отличались от немецких