Что мог Иуда Искариот приобрести на 30 сребреников в I веке н.э.

Новость опубликована: 12.06.2019

Что мог Иуда Искариот приобрести на 30 сребреников в I веке н.э.

Что мог Иуда Искариот приобрести на 30 сребреников в I веке н.э.

Нет, наверное, более противоречивого новозаветного персонажа, чем Иуда Искариот. В канонической традиции предатель Христа бесспорное олицетворение зла, в апокрифах его образ более сложный, а в глазах ученых Иуда – жертва обстоятельств.

Замалчиваемая личность

Несмотря на то, что фигура Иуды Искариота одна из ключевых в понимании сути Христианства, тем не менее, в новозаветных книгах ему уделено не столь много внимания. В каждом из четырех Евангелие он упоминается всего пять раз: во пора помазания Иисуса миром, при сговоре с первосвященниками, на Тайной вечере, в момент предательства Христа и накануне самоубийства.

Евангелисты не раскрывают нам манер Иуды, не указывают своего отношения к нему, лишь вскользь замечая, что он вор и предатель. Писатель Дмитрий Мережковский по этому предлогу писал: «Память о том, что действительно побудило Иуду предать Иисуса, заглохла уже в самих Евангелиях, “Воспоминаниях Апостолов”, а может быть, и ранее, ещё до евангельских записей. Кажется, действительной причины Иудина предательства евангелисты не знают, не помнят или не хотят вспоминать».

Кто его нарек?

Популярно, что апостолы получали от Христа вторые имена. Так, Петра Спаситель стал называть «скалой», Симона – «ревнителем», Иакова и Иоанна – «сынами грохоты». Но кто дал Иуде прозвище «Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того, это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.

Толкователи немало позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как «муж» или «человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Сообразно другим гипотезам, «Искариот» может переводиться как «лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется смыслами «красный» или «рыжий».

Перевод основного имени предателя Христа – Иуды (Йехуды) – содержит Библия: «хвала или прославленный» (Быт. 29:35). Примечательно, что он один-единственный среди двенадцати апостолов был родом из Иудеи, все остальные – галилеяне. Это дает повод некоторым авторам усматривать в общине конфликт, вылившийся в дистанцирование Иуды от иных учеников Христа.

Неожиданный поворот

Апокрифические предания об Иуде дают нам гораздо больше пищи для размышлений. Так, в «Сказание Иеронима о Иуде предателе» (не ранее XI столетия) родители Иуды после страшного сна, в котором сын становится погибелью семьи, бросают младенца в корзине в морскую пучину. Чудом уцелевший Искариот сквозь много лет возвращается в отчий дом, убивает отца и совершает с матерью грех кровосмешения.

В главе 35 «Арабского Евангелие младенчества Спасителя» (оригинал – предположительно VI век) сообщается, что Иуда и Иисус росли в одном селении. Однажды мать привела одержимого сатаной сына к молодому Иисусу, уже имевшему дар исцелять. Беснующийся Иуда вначале укусил Иисуса за бок, затем расплакался, после чего пришло исцеление. Согласно апокрифу, впоследствии в этот бок Иисус был пронзен копьем на кресте.

В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» (крышка XV века) говорится, что Бог по молитве Христа преобразил внешность и голос Иуды настолько, что даже апостолы приняли его за Учителя. Собственно Иуда Искариот, как утверждает апокриф, подвергся поруганию и осмеянию, а затем был распят. Историк-антиковед Ирина Савицкая отмечает, что в средневековых мусульманских трактатах приводится несколько другая версия, согласно которой Иуда ошибся и вместо Христа выдал солдатам другого человека. Осознав содеянное, он умертвил себя.

Миссия предначертана

В Новоиспеченном Завете Иисус не раз говорит, что Сын человеческий будет предан, распят, но после смерти на третий день воскреснет (Мф. 17:22-23). Собственно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства – не было бы и Голгофы.

Сергей Михайлов, автор книжки «Иуда Искариот – предатель или святой», считает, что апостолы не вняли словам Христа. Единственным, по его мнению, кто смог исполнить предначертанное Христом, был Иуда. Он чистосердечно поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова, вера и толкнула Иуду на так именуемое «предательство».

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам стоимость (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно указывают. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы реализовать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн ровно заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, желая назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «целое безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

Не менее популярная трактовка предательства объясняет поведение Иуды одержимостью и опирается на высказывании Луки: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22:3). Впрочем, Епископ Михаил (Грибановский) советует не воспринимать слова евангелиста буквально, так как Иуда не сделался бесноватым в прямом смысле, дьявол лишь его подвиг к самостоятельному принятию решения.

Первый революционер

В своей реконструкции судьбоносного для итого Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду, замечая, что он своим предательством хотел побудить Христа к немало активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер, толкавший себя и своих соратников на вящие свершения.

Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот – разочаровавшийся ученик, в отчаянии решивший погубить несостоявшегося верующего и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство, как попытку избежать гонений, которым, по его мнению, должны бывальщины неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.

Кровавые деньги

Сребреник (или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея, 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях, соответственно чтобы получить 30 сребреников, необходимо было отработать на винограднике 4 месяца. Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами (весом в 14 грамм серебра), какие ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.

Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров семени. Матфей нам сообщает, что после того, как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников те, не пожелав хранить запятнанные кровью денежки в храме, купили на них землю горшечника для погребения странников (Мф.27:7).

Материал полезен?

Что мог Иуда Искариот приобрести на 30 сребреников в I веке н.э.