Что русские сделали для Афона на самом деле

Новость опубликована: 06.08.2019

Что русские сделали для Афона на самом деле

Что русские сделали для Афона на самом деле

Во пора Первой мировой войны отношения между государствами нельзя было назвать дружескими.

Сто русских солдат, три офицера, пятьдесят французских пехотинцев и пулеметный отряд высадились на Афоне 3 января 1917 года. Совместный русско-французский десант взял под контроль почту, таможню, телеграф и телефонную станцию. Отряд Антанты пришёл для ареста и ликвидации подпольных складов боеприпасов, которые организовали в монастырях сочувствующее немцам население. (К тому моменту политические мочи государства раскололись на два лагеря: прогерманский возглавлял король Греции Константин I.) В столице Российской империи считали, что миссия поможет разрешить не только насущные военные задачи, но и местные мирные дела.

Уже давно было известно, что между русскими и греческими монахами возникают трения. Поселенцы из России плакались на постоянное давление со стороны соседей, которые экономическими рычагами воздействовали на русские монастыри. После долгих лет военной, финансовой и дипломатической поддержки Греции со стороны Российской империи, отношение коренных жителей Афона к единоверцам в то время нельзя назвать справедливым.

Связь между Россией и Афоном

Россия сыграла значительную роль в борьбе греков за независимость: без многочисленных побед русских над турками греческое государство могло и не возникнуть. В 1821 году, на Афоне вспыхнуло бунт, которое жестоко подавила Порта подавила, а полуостров занял турецкий гарнизон. Только в 1829 году при активном участии Санкт-Петербурга восстанавливаются обстоятельства для полноценного существования монахов.

Царское правительство давно пыталось найти форпост на Средиземном море, историки признают, что Россия на Афоне не попросту поддерживала монахов, но и добивалась политического влияния. В тоже время интерес Петербурга, а затем Петрограда был оправдан: история наличия русского монашества на Афоне насчитывала к началу XX века почти тысячу лет. Первый скит на полуострове выходцам из Руси предоставляют еще во поры князя Владимира Святославича. А в 1169 году во владение предшественникам Петрограда перешел монастырь Святого Пантелеимона. Во время нашествия монголов связи с греческой землей прервались, но после восстановились и продолжили крепнуть.

В границах Греческой империи

Восточная Римская империя, пережившая на тысячу лет Рим западный, в Средние столетия часто называлась Греческой («Византией» она станет уже после падения Константинополя). Восток, утратив связи с Западом, в VII веке перешел на греческий стиль с латыни. Это название хорошо рифмовалось с Великой идеей: греческой концепцией о реставрации Византийской империи. Карт-бланш на ее воплощение греческие воли получили после окончания Первой мировой войны и раздела Оттоманской Порты.

Монашеской территорией Афон становится в крышке VII века, когда в Константинополе на Трулльском Соборе постанавливается поддерживать монахов и скитальцев. Император Василий Македонянин в 883 году ратифицирует Афон местом проживания монахов. Несмотря на нашествия крестоносцев и западных вооруженных отрядов, Афон сохранивший свой статус, в XIV столетье переживая расцвет. После захвата турками самоуправление монастырей на Афоне сохраняется, при этом на полуострове появляется наместник из Стамбула.

Позволение конфликта и вхождение в состав Греческого королевства

В начале XX века Россия и Греция, воспользовавшись ослаблением Османской империи, усердствуют расширить влияние в Средиземноморье. Греки, при этом, проявили большую заинтересованность. Еще до высадки на полуострове русских и французов, греки организуют оккупацию Афона и впрыскивают свою администрацию в Карее. Чиновники Греческого королевства также контролируют и порт с почтой. Греческие войска появляются на Афоне в ноябре 1912 года, во пора Первой балканской войны. Однако международными договорами 1913 года присоединение Афона к Греции не признается. Через год после высадки армии греческие монахи обращаются к королю Греции, но это также не содействует вхождению монашеской республики в Греческое королевство. Историки называют временем окончательного присоединения 1926 год: правительством издается постановление о принятии всеми монахами греческого гражданства.

По суждению официального посланника Петрограда в Афинах, для премьер-министра Элефтериоса Венизелоса присоединение Афона было принципиальным вопросом. Поскольку новоиспеченные территориальные приобретения стали одним из основных векторов политики его кабинета, на уступки Вензилос идти не мог и подключил к кампании газеты, чтобы менять в необходимое русло общественное мнение.

Летом 1917 года объединенный отряд Антанты покидает Афон по французской инициативе. К крышке года Петрограду уже не до греческих проблем, хотя до прихода к власти большевиков русское правительство не признает вхождение Афона в состав Греции. После революции внешнеполитические приоритеты России мощно меняются, как и отношение новых властей к церкви. Фактически русские монахи оказались брошенными на чужой территории без финансовой и дипломатической поддержки.


Что русские сделали для Афона на самом деле