Что сделалось с первым лётчиком, сбежавшим из СССР на угнанном самолёте

Новость опубликована: 01.08.2019

Что сделалось с первым лётчиком, сбежавшим из СССР на угнанном самолёте

Что сделалось с первым лётчиком, сбежавшим из СССР на угнанном самолёте

В годы Гражданской войны в России (1917-1922) всем русским офицерам пришлось спозаранок или поздно делать нелегкий выбор в пользу красных или белых. Исключением не были и молодые еще военно-воздушные силы. В их рядах было уже немало оригинальных героев.

Рожденный для неба

Виктор Ходорович, сын коллежского асессора из Тифлиса, начал службу в российской императорской армии в году 20 лет в 1914 г. С 1915 г. стал летать в составе 3-го авиационного отряда и вскоре стал унтер-офицером. Летчики были  тогда на облику и имели особенную, романтизированную репутацию: их подвиги красочно описывались в газетах и щедро вознаграждались.

Уже в 1915 г. Ходорович стал кавалером Георгиевского креста 2-й степени (получал его из рук великого князя Георгия Михайловича, внука Николая I). Затем последовало повышение до прапорщика и командира отряда (а после и до поручика), новые подвиги (сбил два вражеских самолета, бомбил неприятеля), и снова награждения георгиевскими крестами (3-й и 2-й степени) и почетным Георгиевским оружием. Заключительнее он получил за опаснейшую воздушную разведку – «несмотря на убийственный обстрел с опасностью для жизни», летчик накануне штурма неприятельских позиций под городом Станиславовым выяснил благосклонность артиллерии врага, чем весьма помог успеху наступления на следующий день: в ходе операции русские взяли больше 10 тыс. пленных, захватили десятки орудий и сотни пулеметов.

Помимо рослых «георгиевских» наград, на груди Ходоровича красовался к концу Первой мировой войны целый «иконостас»: орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом за сшибленный самолет и бомбометание, два ордена Святой Анны (3-й степени с мечами и бантом и 2-й степени с мечами), орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (за рекогносцировку с воздуха).

Роковой 1917-й

Как и для всей страны, для героя-летчика много изменилось в 1917 году. Сначала он, еще не сразу сориентировавшись в выходящем, просто перешел на службу новому правительству, в Красную армию. Даже летал в начале 1919 года в Венгрию (на поддержка Венгерской советской республике), — это был первый для советской авиации международный перелет. Правда, значение полета заключалось скорее в моральной поддержке, нежели в предоставлении реальной поддержки венгерским коммунистам: Ходорович всего лишь передал дипломатическую почту. Более весомых подвигов, служа красному стягу, летчик так и не совершил.

Жестокость жизни в большевистской стране, красный террор, неприятие к воинам «буржуазного происхождения» и политика военного коммунизма толкнули Ходоровича на линия измены красным и переход к их врагам. Он погрузил жену на самолет типа «Эльфауге» (немецкий трофейный) и из Киева (а по данным историка С.В. Волкова, из Харькова) полетел на юг России, к генералу Деникину. Там переметчика приняли на службу, и с тех пор Ходорович стал белогвардейским летчиком, штабс-капитаном ВСЮР (Вооруженных сил Юга России).

Первые “перелетчики”

Ходорович сделался одним из первых перебежчиков в истории русской авиации. Этот род войск особенно удобен для такого дела – взял аэроплан и лети куда глаза глядят, лишь бы топлива хватило. В русских ВВС в конце Первой мировой было 1500 аэропланов и еще больше пилотов. Неудивительно, что в годы, когда вся страна раскололась на враждующие группировки, появились и беглецы на самолетах. Летчики цельными группами угоняли свои машины к белым: из Петрограда, из района Казани и Бугульмы, из Киева и других мест. В одном случае в октябре 1918 г. разом шесть летчиков перелетели на сторону белых.

Во время войны лишь несколько пилотов перелетели на сторону красных (зато многие после уже после поражения белого движения смирились с большевиками и начали службу в РККА). Однажды, в апреле 1919 года, одинешенек юный пилот по фамилии Кононенко полетел к красным от белых, хотя это был всего лишь первый в его жизни полет. Так что случай Ходоровича не был уникальным, желая, без сомнения, он был одним из самых прославленных воинов военно-воздушного флота, и его побег произвел впечатление на современников.

Несмотря на опасность своей труды, Ходорович не погиб в бою и не был убит красными, от которых сбежал. 25-летнего героя в марте 1920 сгубил тиф, бушевавший на фронтах, в том числе и в Крыму, где очутился Ходорович. От этой болезни в Гражданскую войну скончалось более миллиона человек – ей способствовали антисанитария, скудное питание и падение невосприимчивости среди солдат всех армий.

В структуре потерь красных умершие от тифа так же занимали огромную долю (к примеру, см. «Именной список утрат на фронтах в личном составе рабоче-крестьянской Красной армии за время гражданской войны». М., 1926). После хаоса Гражданской брани и огромных потерь в личном и техническом составе ВВС Советской России пришлось практически заново создавать военно-воздушный флот, строить новоиспеченные самолеты и воспитывать новых героев.


Что сделалось с первым лётчиком, сбежавшим из СССР на угнанном самолёте