Что сделалось с русским Афоном после революции 1917 года

Новость опубликована: 27.01.2019

Что сделалось с русским Афоном после революции 1917 года

Что сделалось с русским Афоном после революции 1917 года

Во время Первой мировой войны отношения между государствами невозможно было назвать дружескими.

Сто русских солдат, три офицера, пятьдесят французских пехотинцев и пулеметный отряд высадились на Афоне 3 января 1917 года. Совместный русско-французский десант взял под контроль почту, таможню, телеграф и телефонную станцию. Отряд Антанты пришёл для ареста и ликвидации подпольных складов боеприпасов, которые организовали в монастырях сочувствующее немцам население. (К тому моменту политические мочи государства раскололись на два лагеря: прогерманский возглавлял король Греции Константин I.) В столице Российской империи считали, что миссия поможет разрешить не только насущные военные задачи, но и местные мирные дела.

Уже давно было известно, что между русскими и греческими монахами возникают трения. Поселенцы из России плакались на постоянное давление со стороны соседей, которые экономическими рычагами воздействовали на русские монастыри. После долгих лет военной, финансовой и дипломатической поддержки Греции со стороны Российской империи, отношение коренных жителей Афона к единоверцам в то время нельзя назвать справедливым.

Связь между Россией и Афоном

Россия сыграла значительную роль в борьбе греков за независимость: без многочисленных побед русских над турками греческое государство могло и не возникнуть. В 1821 году, на Афоне вспыхнуло бунт, которое жестоко подавила Порта подавила, а полуостров занял турецкий гарнизон. Только в 1829 году при активном участии Санкт-Петербурга восстанавливаются обстоятельства для полноценного существования монахов.

Царское правительство давно пыталось найти форпост на Средиземном море, историки признают, что Россия на Афоне не попросту поддерживала монахов, но и добивалась политического влияния. В тоже время интерес Петербурга, а затем Петрограда был оправдан: история наличия русского монашества на Афоне насчитывала к началу XX века почти тысячу лет. Первый скит на полуострове выходцам из Руси предоставляют еще во поры князя Владимира Святославича. А в 1169 году во владение предшественникам Петрограда перешел монастырь Святого Пантелеимона. Во время нашествия монголов связи с греческой землей прервались, но после восстановились и продолжили крепнуть.

В границах Греческой империи

Восточная Римская империя, пережившая на тысячу лет Рим западный, в Средние столетия часто называлась Греческой («Византией» она станет уже после падения Константинополя). Восток, утратив связи с Западом, в VII веке перешел на греческий стиль с латыни. Это название хорошо рифмовалось с Великой идеей: греческой концепцией о реставрации Византийской империи. Карт-бланш на ее воплощение греческие воли получили после окончания Первой мировой войны и раздела Оттоманской Порты.

Монашеской территорией Афон становится в крышке VII века, когда в Константинополе на Трулльском Соборе постанавливается поддерживать монахов и скитальцев. Император Василий Македонянин в 883 году ратифицирует Афон местом проживания монахов. Несмотря на нашествия крестоносцев и западных вооруженных отрядов, Афон сохранивший свой статус, в XIV столетье переживая расцвет. После захвата турками самоуправление монастырей на Афоне сохраняется, при этом на полуострове появляется наместник из Стамбула.

Позволение конфликта и вхождение в состав Греческого королевства

В начале XX века Россия и Греция, воспользовавшись ослаблением Османской империи, усердствуют расширить влияние в Средиземноморье. Греки, при этом, проявили большую заинтересованность. Еще до высадки на полуострове русских и французов, греки организуют оккупацию Афона и впрыскивают свою администрацию в Карее. Чиновники Греческого королевства также контролируют и порт с почтой. Греческие войска появляются на Афоне в ноябре 1912 года, во пора Первой балканской войны. Однако международными договорами 1913 года присоединение Афона к Греции не признается. Через год после высадки армии греческие монахи обращаются к королю Греции, но это также не содействует вхождению монашеской республики в Греческое королевство. Историки называют временем окончательного присоединения 1926 год: правительством издается постановление о принятии всеми монахами греческого гражданства.

По суждению официального посланника Петрограда в Афинах, для премьер-министра Элефтериоса Венизелоса присоединение Афона было принципиальным вопросом. Поскольку новоиспеченные территориальные приобретения стали одним из основных векторов политики его кабинета, на уступки Вензилос идти не мог и подключил к кампании газеты, чтобы менять в необходимое русло общественное мнение.

Летом 1917 года объединенный отряд Антанты покидает Афон по французской инициативе. К крышке года Петрограду уже не до греческих проблем, хотя до прихода к власти большевиков русское правительство не признает вхождение Афона в состав Греции. После революции внешнеполитические приоритеты России мощно меняются, как и отношение новых властей к церкви. Фактически русские монахи оказались брошенными на чужой территории без финансовой и дипломатической поддержки.


Что сделалось с русским Афоном после революции 1917 года