«Детали торчат наружу»: секрет гибели подлодки «Эвридика»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Детали торчат наружу»: секрет гибели подлодки «Эвридика»

«Детали торчат наружу»: секрет гибели подлодки «Эвридика»

Останки французской подводной ладьи «Эвридика», погибшей 4 марта 1970 года в Средиземном…

Останки французской подводной лодки «Эвридика», потеряннее 4 марта 1970 года в Средиземном море

Wikimedia Commons

50 лет назад в Средиземном море недалеко от Сен-Тропе пропала французская подводная ладья «Эвридика». На место ЧП немедленно направились спасательные корабли разных стран. После тщательных поисков были обнаружены фрагменты субмарины. Французское правительство признало 57 членов команды потерянными, но поднимать лодку на поверхность не стали. Причины трагедии так и остались невыясненными.

      4 марта 1970 года у Лазурного берега в Средиземном море затонула французская подводная ладья «Эвридика». Колебания волн из-за подводного взрыва заметили члены геофизической лаборатории, погружавшиеся у мыса Камарат в 56 км к восходу от Тулона. Прибывшие на место предполагаемого ЧП французские и итальянские поисковики обнаружили масляное пятно и несколько обломков. На одном из них было написано наименование субмарины. Все 57 членов экипажа погибли. Причина взрыва так и не была установлена.

      Чуть позже к поискам пропавшей «Эвридики» подключился американский корабль «Мизар». 22 апреля того же года его команда отыскала несколько крупных обломков у мыса Камарат недалеко от Сен-Тропе.

      Они были разбросаны на глубине от 600 до 1100 м.

      Загадка затонувшей «Минервы»

      «Эвридика» являлась одной из 11 дизель-электрических подводных ладей класса «Дафне». Она была заложена в июле 1958 года на верфи в Шербуре и получила свое имя в честь жены мифического певца и музыканта Орфея. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года. 26 сентября 1964-го ее завели в состав ВМС Франции.

      Еще через четыре года эта страна впервые потеряла лодку класса «Дафне». Подводное судно «Минерва» бесследно пропало в Средиземном море во время выполнения учебных задач 27 января 1968-го. Уже в наше время, в июле 2019 года, ее отыщи на глубине 2370 м в 45 км от Тулона. К слову, масштабные поиски «Минервы» начались после того, как была обнаружена «Эвридика». Ее останки покоились на меньшей глубине, что облегчало задачу специалистов.

      «За двадцать пять месяцев военно-морской флот Франции утерял два судна одного и того же типа, но установить причины катастроф до сих пор не удалось. Напомним, что американский флот приблизительно за тот же период также утерял две свои лучшие лодки — «Трешер» и «Скорпион».

      Несомненно одно: все четыре экипажа погибли в результате непредвиденных обстоятельств, погибли при исполнении должностных обязанностей;

      смерть их, по-видимому, была мгновенной. Корпуса всех четырех подводных лодок были раздавлены чудовищным давлением, и сейчас остатки их покоятся на глубине нескольких тысяч метров», — писал в своей книге «20 лет в батискафе» французский морской офицер Жорж Уо. Он популярен как капитан французского батискафа «Архимед», который должен был первым в мире спуститься на дно Марианской впадины, но проиграл эту гонку «Триесту» Жака Пиккара.

      Бесплодные розыски «Эвридики»

      «Эвридика» вышла из Сен-Тропе около 5:00 утра 4 марта 1970 года. В открытом море подлодка должна была отработать во взаимодействии с авиацией розыск и условную атаку субмарины предполагаемого противника. Для этого «Эвридика» постоянно держала связь с патрульным самолетом «Атлантик», какой вылетел с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было спокойным. С самолета несколько раз замечали бурун от перископа подлодки в нескольких километрах от мыса Камарат. В заключительнее радиограмме командир «Эвридики» Бернар де Труши де Лэ сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. В 7:13 «Атлантик» утерял радиолокационный контакт с подводной лодкой.

      Через 10 минут противолодочный корабль по наводке с базового патрульного самолета попытался вновь запеленговать утерянный сигнал.

      Гидроакустический поиск также не принес результатов. В Тулон было отправлено предупреждение о возможной катастрофе. Со всего Средиземного моря в предполагаемый зона катастрофы стянулись спасательные силы. Французские ВМС направили к мысу Камарат мощную эскадру из надводных кораблей и подводных ладей, усиленную самолетами и вертолетами.

      Было установлено, где патрульный самолет «Атлантик» в последний раз наблюдал «Эвридику». Примерно в этом секторе в 13:00 бывальщины найдены обломки — клинья, куски фанеры и перфокарта с кодом. Была проведена идентификационная экспертиза дизельного топлива, взятого из пятна, замеченного в море, и образцов топлива, которое использовали на других лодках класса «Дафне». Совпадение оказалось стопроцентным. Тем не менее саму подлодку вначале найти не удалось. Спустя четыре дня с момента начала поисков Франция объявила «Эвридику» и 57 членов команды потерянными.

      «Исчезновение подлодки застало нас врасплох»

      По словам Жоржа Уо, после неудачных попыток найти «Минерву» в октябре 1969 года на «Архимеде» разрешили начать большой ремонт. Поэтому в момент ЧП с «Эвридикой» способный опускаться на большие глубины батискаф не был готов к работе.

      «Устроившееся 4 марта сообщение об исчезновении «Эвридики» застало нас врасплох: «Архимед» был почти полностью демонтирован. На сей раз трагедия произошла, видимо, совершенно при других обстоятельствах. «Эвридика» проводила учения совместно с самолетом морской авиации, пилот которого поднял тревогу, когда подводная ладья не вышла на связь в назначенное время. Два часа спустя к месту катастрофы прибыли корабли, направленные в этот район.

      На поверхности было замечено большое масляное пятно, а также множество всплывших предметов.

      Поднятые по тревоге, сейсмологи изучили свои ленты и отыщи след ударной волны, возникшей в момент катастрофы. На этот раз условия записи были более благоприятны, чем в момент крахи «Минервы», к тому же удалось подобрать и осмотреть ряд предметов с погибшей подводной лодки. Все это дало возможность довольно точно ввести район катастрофы, но, к несчастью, глубины там достигали 1000—1200 метров, а вода в этих местах особенно мутная», — помечал Уо.

      Французское правительство обратилось за помощью к американцам, которые прислали спасательное судно «Мизар». С 12 мая, опираясь на полученные им эти, приступил к выполнению поисковых задач и «Архимед». Исследования показали, что крупный фрагмент кормовой части «Эвридики» покоился в середине воронки диаметров 30 м. Вокруг в радиусе 50 м находилось множество обломков из скрученного листового металла легкого корпуса подлодки и деформированные балластные цистерны, а также конус гидролокатора. Основная доля останков субмарины, однако, оказалась погребена под слоем донных отложений.

      Версия о столкновении с сухогрузом

      Как рассказывал капитан Уо, дно в пункте гибели субмарины оказалось очень неровным. Поэтому «Архимед» натыкался на скалистые отвесные стены и крутые склоны. Над поверхностью дна, изрытого норами, высились холмики из ила. Исследователи буквально по крупицам собирали материал, оставшийся от «Эвридики». Уо был уверен, что воронка, в которой лежала корма подводной ладьи, образовалась от сильного удара о дно. Из-за этого же с нее оторвались отдельные детали.

      «Оба гребных винта, горизонтальные и вертикальные рули едва-едва касаются дна и лежат под углом примерно 15° к горизонтали; можно утверждать, не боясь впасть в ошибку, что, раз эти детали торчат наружу, вящая часть прочного корпуса зарылась в ил, удерживая всю корму в этом положении.

      Потом мы провели дальнюю разведку местности в радиусе 600—700 метров от кормы; никаких новоиспеченных обломков обнаружено не было»,

      — констатировал капитан «Архимеда».

      Газеты между тем выдвигали различные версии случившегося. Популярностью пользовалось гипотеза о столкновении подлодки с торговым судном: примерно во время ЧП через район у мыса Камарат прошли сухогрузы под флагами Греции, Аргентины и Туниса. Причем курс тунисского корабли «Табарка» пересекался с курсом «Эвридики» 4 марта 1970 года около 7:30. Позднее этот корабль исследовали в сухом доке Марселя. На корпусе ниже ватерлинии обнаружились большие вмятины и свежие задиры обшивки. Французские эксперты взяли образчики из области царапин и сколов на «Табарке». Результаты исследования никогда публично не оглашались.

      Источник

      >