«Днепровский десант»: отчего историки не говорили о крупнейшей десантной операции СССР в годы войны

Новость опубликована: 25.05.2019

«Днепровский десант»: отчего историки не говорили о крупнейшей десантной операции СССР в годы войны

«Днепровский десант»: отчего историки не говорили о крупнейшей десантной операции СССР в годы войны

Советский Союз был пионером в создании крупных воздушно-десантных соединений и союзов: бригад и корпусов. Были разработаны и отработаны на учениях возможные схемы различных десантных операций. Одним из наиболее эффективных вариантов использования стратегических воздушных десантов почиталось их применение при форсировании крупных рек. Десант должен был внезапно захватывать и удерживать плацдарм, а сухопутные войска форсировали реку и приходили на поддержка десантникам. Наиболее подходящая ситуация, для того чтобы применить воздушно-десантные войска именно таким образом, сложилась к начину осени 1943 года, когда Красная Армия силами пяти фронтов собиралась форсировать Днепр.

Воздушных десантов планировалось несколько, первоначальный — в интересах Воронежского фронта. Нужны были подготовленные части и транспортные самолеты, а их не хватало.

Советские воздушно-десантные войска в ходе брани служили своеобразным «поставщиком» элитных соединений для сухопутных войск. Хорошо подготовленные воздушно-десантные бригады и дивизии уходили на фронт, вместо них формировали новоиспеченные, которые также отправлялись воевать в качестве пехоты. В мае 1943 года как раз началось формирование семи новых гвардейских воздушно-десантных бригад, в июне сделались формировать еще двадцать. Комплектовались они только опытными бойцами, в подавляющем большинстве это были выздоравливающие после госпиталей. Три-четыре месяца для подготовки соединения к десантным операциям — это весьма маленький срок, из всех отобрали три наиболее подготовленные: 1-ю, 3-ю и 5-ю гвардейские воздушно-десантные бригады. Их формально объединили в корпус под командованием заместителя командующего воздушно-десантными армиями, генерал-майора И. И. Затевахина. Подготовку операции вели в штабе Воронежского фронта, командование ВДВ к планированию допущено не было.

Десант планировали ссадить в Букринской излучине Днепра, захватить плацдарм и обеспечить форсирование реки частями 3-й танковой армии. Операция эта известна как Днепровская воздушно-десантная.

В различных ключах упоминается про сотни самолетов Ли-2 и Ил-4, а также планеры А-7, использованных для высадки десанта. Однако известно про участие в операции лишь 101-го и 102-го транспортных авиаполков 1-й транспортной авиадивизии, в каких имелось 65 самолетов Ли-2, из них исправными к началу операции было лишь 40. Машины были сильно изношены, и как строчит Вячеслав Гончаров в своей книге «Воздушно-десантные войска во Второй Мировой войне», вместо 20 десантников с трудом хватали по 15.

Пока шла подготовка к операции, 3-я танковая армия вышла к Днепру и ее мотострелковые подразделения с ходу форсировали реку. Поэтому задачу десанту изменили, сейчас было необходимо помешать немцам перебросить резервы к уже захваченному плацдарму.

Изначально планировавшаяся на 21 сентября операция завязалась лишь 24-го, причем в районы погрузки успело прибыть лишь две бригады из трех. С планом операции руководство бригад было ознакомлено лишь за полчаса до посадки в самолеты. Из-за нехватки горючего для аэропланов из двух бригад десантировали лишь одну, 5-ю. В первую ночь смогли отправить лишь неполных два батальона, все остальные доли десантировались по мере заправки самолетов.

Высадку проводили в ночное время. Летчики сбрасывали десант с высот свыше 1000 м вместо возложенных 600-700 м. Часть парашютистов сбросили к своим, часть прямо в Днепр. Некоторые самолеты вернулись обратно, не отыскав районов высадки. Это неудивительно, поскольку передовые группы для обеспечения и обозначения районов высадки выброшены не были (их в штабе фронта даже не планировали). Весьма многим десантникам пришлось садиться буквально на голову немцам. Многих расстреливали прямо в воздухе, причем в мемуарах немцев упоминается, что использовались 20-миллиметровые зенитные орудия. Рекогносцировка района высадки фактически не проводилась, поэтому десант оказался среди скопления немецких войск и сразу вступал в бой.

Тяжкое вооружение так и не было сброшено. От высадки 1-й бригады отказались.

Десант оказался разбросан на огромной площади, в основном значительно полуденнее планируемого района высадки, состоял из небольших групп, часто без связи и руководства. Радиостанции были на одних самолетах, радисты на иных, батареи к рациям вообще на третьих, а радисты почему-то не знали кодов. А начальство очень часто оказывалось вместе на одном самолете.

Те группы, с какими удалось наладить связь, получили приказ перейти к диверсионной деятельности. Всего в тылу врага действовало около сорока групп всеобщей численностью свыше двух тысяч человек. Воевать им пришлось до середины ноября. О том, как это происходило, сохранились рассказы уцелевших участников десанта — в частности, в 3-й бригаде воевал грядущий режиссер, Григорий Чухрай.

Из высаженных за Днепром 4575 человек в живых осталось не более тысячи. О выполнении поставленных перед десантом задач сообщать не приходится.

Вина за провал операции была возложена на командование Воронежского фронта и лично Жукова и Ватутина. В Директиве Ставки ВГК от 3 октября их винили в неграмотности, а оставшиеся парашютно-десантные части из подчинения фронта выводились в резерв Ставки. От планируемых ранее операций отказались.

Материал полезен?

«Днепровский десант»: отчего историки не говорили о крупнейшей десантной операции СССР в годы войны