Донской монастырь
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Донской монастырь
Донской монастырь

Донской монастырь

Донской монастырь в Москве был основан, примерно в период 1591-1593 годы в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от армий крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал царь Федор Иоаннович.

Донской монастырь был построен на том месте, где стояли русские бойцы перед битвой с татарскими полками. Посреди стана была установлена походная церковь Сергия Радонежского с Донской образом Божией Матери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его воинов перед Куликовской битвой, и затем, любой раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться этой иконе о помощи.

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, Федор Иоаннович велел свершить с Донской иконой крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ей в походную церковь. Во время бессонной ночи, какую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его решения. Жестокий бой продолжался около суток, когда вдруг татарские воины в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Сама образ была написана Феофаном Греком в 1392 году. До революции 1917 году икона хранилась в кремлевском Благовещенском соборе (в Донском монастыре была копия, которую написал в 1668 году Симон Ушаков), а позже была перенесена в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.

Первоначальный собор в Донском монастыре был построен в одно время с основанием обители. Возможно, что этот собор строил московский искусник Федор Конь, который также возводил стены Белого города. В период Смуты Донской монастырь захватили и разграбили поляки. А возобновилась обитель уже во пора правления Романовых, тогда и начали приходить сюда на богомолье цари. Спустя почти сто лет, в 1684 году в северной доли монастырской территории построили новый, больший по размеру храм, и теперь их называли Старым и Новым Донскими соборами. В это же пора (с 1686 г. по 1711 г.) построили монастырские стены с башнями, которые походили на стены Новодевичьего монастыря. Ограда возводилась на оружия из царской казны, а также на пожертвования вдовы и сына думного дьяка Якова Кириллова Аверкий Кириллов был владельцем популярных во всей Москве палат на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Во время стрелецкого бунта он встал на сторону Нарышкиных и очутился в числе лиц, которые мешали Милославским. Кириллов был убит в 1682 году, а его наследники в дальнейшем оказали значительную материальную поддержка Донскому монастырю.

В 1771 году во время московского чумного бунта в Донском монастыре убили архиепископа Амвросия, какой убрал с Варваровских ворот чудотворную икону. К этой иконе всегда прикладывались больные, чтобы обрести выздоровление, и крепкие, чтобы уберечься от болезней. Народ усмотрел в действии архиепископа злой умысел и жестоко убил священника. После того, как бунт был задушен, виновные в смерти архиепископа Амвросия по приказу императрицы Екатерины II были повешены на Красной площади.

К концу 18 столетия Донской монастырь становится одним из самых уважаемых в Москве. В 1834 году здесь появилось духовное училище, в каком готовили учеников к поступлению в семинарию. Дети из духовных семей обучались бесплатно, а остальным обучение обходилось 95 рублей в год. В монастыре также была своя квасоварня и свои свинарники. В 1812 году Донской монастырь был в очередной раз разорен – теперь армией Наполеона.

Особо следует рассказать о некрополе Донского монастыря, какое называли Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы. На погосте Донского монастыря похоронены философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, а также историк В.О. Ключевский, первоначальный выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, известный архитектор О. Бове. Здесь похоронена и Дарья Салтыкова, вошедшая в историю как Салтычиха – садистка, бессердечно издевавшаяся над своими крестьянами, а также многие другие. Среди дрених надгробий выделяется одно современное – на монастырском погост похоронен А.И. Солженцын. В сочинении История, Карамзина, некрополь Донского монастыря упоминается в качестве главного кладбища для состоятельного купечества и высшего дворянства.

Донской монастырь в Москве еще популярен тем, что здесь служил, а затем провел часть своего заключения святой патриарх Тихон, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей кончины находился патриарх в Донском монастыре, а умирая в больнице на Остоженке в апреле 1925 года, сказал слова, ставшие вещими: “Ночь будет темная, долгая… долгая…”. Похоронили патриарха Тихона в Донском монастыре, на похороны пришагали те, кто не побоялся впасть в немилость к власти. Спустя некоторое время прах патриарха был перезахронен на Немецкое (Введенское) кладбище, но уже в 40-х годах вернули в собор, после чего, отпечаток захоронения был на некоторое время утрачен.

Начиная с 1934 года на территории Донского монастыря был открыт музей русской зодчества, относившийся к Академии архитектуры СССР. Сюда привозили фрагменты разрушаемых памятников старины, чтобы хоть что-то от них сохранить для истории. Сюда привезли горельефы святилища Христа Спасителя (сейчас они располааются в нишах монастырских стен на внутренней территории), наличники Сухаревской башни, а также храмы Успения Богоматери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был музей скульптуры. В 1936 году в Донской монастырь привезли и Триумфальные ворота, бывшие на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году ворота восстановили на Кутузовском проспекте.

Все это время Малый Донской собор оставался работающим. Вплоть до 60-х годов он был открыт каждый день, а затем храм чуть было не закрыли. Усилиями митрополита Пимена, возглавлявшего в то пора церкви в СССР, его не закрыли, а объединили монастырский собор с церковью Ризположения на Донской. С тех пор собор стал работать лишь по православным праздникам, а чудесный хор, слава о каком шла по всей Москве, перестал существовать.

В 1927 году на территории Донского монастыря начал работать первый в Москве крематорий под какой переоборудовали церковь преп. Серафима Саровского. Известно также, что в Большом Даниловском соборе отец Николай Голубцов тайком окрестил дочь Сталина Светлану именем Фотина (Светлана по-гречески). Чтобы не подвергать монастырь опасности, записи в метрике о крещении не сделали.

В ноябре 1982 года глава СССР, генеральный секретарь политбюро СССР Л.И. Брежнев подмахнул приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, и размещении в нем резиденции Патриарха. Но это случилось буквально за несколько дней до кончины Л.И. Брежнева, поэтому последующие события привели к тому, что официальной резиденцией Патриарха Московского стал Данилов монастырь, где резиденция располагается до сих пор.

В начине 90-х годов Донской монастырь был передан православной церкви, а в ноябре этого же года неизвестные злоумышленники подожгли Малый собор. В ходе раскопок, какие велись во время ремонтных работ, было обнаружено утраченное захоронения патриарха Тихона. Патриарх был причислен к лику святых, а его мощи покоятся в раке в Большенном соборе Донского монастыря.

Сегодня при входе в Донской монастырь посетителей встречает танк Дмитрий Донской, БТР и пушка. Представлялось бы, что делает эта техника в монастыре? Ответ кроется в следующем: во время Великой Отечественной войны 1941 года на средства служителей Даниловского монастыря и верующих была создана танковая колонна, заключавшаяся из 40 боевых единиц. На броне было написано имя Дмитрия Донского. Машины, которые сумели уцелеть в боях, после брани находились в различных музеях. А в 2003 году были переданы в Донской монастырь.

В некрополе монастыря также захоронены такие популярные люди, как Антон Деникин, Владимир Каппель, Иван Ильин, Александр Солженицын, Николай Жуковский, Владимир Ключевский, Иван Шмелев и иные.

>