«Донской Роден»: отчего друг Шолохова во время войны ушёл с немцами

Новость опубликована: 18.11.2019

«Донской Роден»: отчего друг Шолохова во время войны ушёл с немцами

«Донской Роден»: отчего друг Шолохова во время войны ушёл с немцами

О русских эмигрантах, которые уехали сразу после революции, ныне вспоминают часто, чего нельзя сказать об эмиграции второй волны. Между тем, среди тех, кто покинул родину во время Великой Отечественной брани, было немало выдающихся личностей. Один из них – гениальный художник-казак Сергей Корольков, первый иллюстратор эпопеи «Тихий Дон».

Самоучка с хутора

Сергей Корольков родился в 1905 году в станице Константиновской на Дону. С младенчества он отлично знал казачий быт. Уникальной способностью Королькова была цепкая зрительная память. Однажды увиденное он сохранял в разуме, как на фотоплёнке, перенося впоследствии в свои картины и скульптуры. С 15 лет юноша работал в рыбацкой артели, а в свободное время писал и лепил из глины. Работы талантливого самоучки с хутора Шмат заметили ростовские художники, которые пригласили Королькова посещать дела в художественной школе. До Ростова молодой казак шёл пешком по льду реки – настолько велико было его желание учиться.

На рисунки Королькова из истории донской вольницы обратил внимание Максим Горестный. Именно с его подачи в 1932 году Корольков создал иллюстрации к шолоховскому «Тихому Дону». Художественный уровень этих иллюстраций, по суждению специалистов, так и не был превзойдён, хотя впоследствии они не издавались – изображённая казачья жизнь слишком отличалась от того, во что превратились станицы при советской воли. Сам Михаил Шолохов подружился с художником.

Что касается скульптурных работ мастера, то за них Королькова прозвали «донским Роденом», хотя его повадка сильно отличалась от роденовской. До сегодняшнего дня сохранились созданные Корольковым горельефы фасада драматического театра в Ростове-на-Дону (композиции «Железный поток» и «Крах Вандеи»).

В эмиграции

Когда в 1942 году Ростов заняли немцы, Сергей Корольков согласился сотрудничать с казаками-коллаборационистами. В частности, он писал иллюстрации для ростовской газеты «Прямой наводкой», выходившей в период оккупации. Во многом политические взгляды Королькова были связаны с историей его семейства, жизнь которой была разрушена Гражданской войной. Ещё в 1933 году, будучи арестован ОГПУ, художник честно признавался:

«Советскую воля я рассматриваю как неприемлемую для народа, и в первую очередь для себя, власть. Особенно возмущала меня политика правительства по коллективизации».

Соображая, что после возвращения Красной Армии заступничество Шолохова его уже не спасёт (как в 30-е годы), Сергей Корольков ушёл на Запад вместе с отходящим вермахтом. В 1944 году картины Королькова, в т.ч. написанные им сюжеты на тему советских лагерей, выставлялись в оккупированном фашистами Львове. Кушать легенда, что художник-казак даже создал портрет Гитлера, который немцы поместили на почтовой марке, однако эта версия оспаривается биографом Королькова Владиславом Смирновым. Зато достоверно известно, что Корольков волновался за судьбу казачества. Он является автором выдающегося полотна «Выдача казаков в Лиенце», посвящённого событиям 1945 года. Сам Корольков принудительной репатриации избежал – с поддержкой родственников он уехал из австрийского лагеря для перемещённых лиц в США. 

В Америке жизнь художника складывалась непросто. В Ростове-на-Дону популярна версия, что Корольков был якобы избран президентом «Ассоциации скульпторов США». Однако это не соответствует действительности. Эмигрант так и не сумел выучить английский язык, из-за чего его продвижение в профессиональном сообществе было затруднено. Тем не немного, некоторые его работы всё же оказались востребованы. Например, Информационное агентство США заказало Королькову серию антисоветских карикатур. А в журнале Life донской художник проиллюстрировал рассказ о бунте узников ГУЛАГа.

До конца своих дней Корольков занимал радикально антисоветскую позицию. Когда министерство культуры СССР организовало в США выставку, на которой были в т.ч. и работы Королькова, Сергей Григорьевич решил не покупать на неё билет, чтобы не финансировать «советские авантюры». Скончался художник в 1967 году в Нью-Йорке.


«Донской Роден»: отчего друг Шолохова во время войны ушёл с немцами