Духовная архитектура Армении
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Духовная архитектура Армении
Духовная архитектура Армении

Церковная архитектура Армении

С самого начала образования феодальных отношений архитектура и градостроительство Армении вступили в новоиспеченный этап, охвативший IV—VII века. Античные армянские города переживали экономический упадок, своё значение сохраняли только Арташат и Тигранакерт. На историческую смену приходили Двин и Карин (Эрзурум). Стройка города Аршакаван царем Великой Армении Аршаком II не было закончено полностью. Христианство воплотило в жизнь новую зодчество религиозных сооружений, которая изначально питалась традициями прежней, античной архитектуры.

Церкви IV—V веков в основном являются базиликами (Касах, IV—V вв., Аштарак, V в., Ахц, IV в., Егвард, V в.). Отдельный базилики армянской архитектуры относятся к так называемому «западному типу» базиликальных церквей. Из них наиболее известны церкви Текора (V в.), Ереруйка (IV—V вв.), Двина (470 г.), Цицернаванка (IV—V вв.). Трёхнефная Ереруйкская базилика стоит на на 6-ступенчатом стилобате, сооружена гадательно на месте более раннего дохристианского храма. Сохранились также базилики Карнута (V в.), Егварда (V в.), Гарни (IV в.), Зовуни (V в.), Цахкаванка (VI в.), Двина (553—557 гг.), Талина (V в.), Танаата (491 г.), Джарджариса (IV—V вв.), Лернакерта (IV—V вв.), и т. д..

С V столетия базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. Из них купольные залы (Птхни, VI—VII вв., Аручаванк, 661—666 гг.), купольные базилики (реставрированный Текор, 478—490 гг., Одзун, VI в., Мрен, 613—640 гг., Гаянэ, 630 г., Багаван, 631—639 гг.) а также триабсидные купольные базилики (реставрированный св. Григор Двина, 608—615 гг., большенный храм Талина, VII в.) восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центракупольные храмы VI—VII веков, когда армянская зодчество стремилась к целостности внутреннего пространства. Данная архитектурная идея развита в церкви 588—597 гг. а Аване и достигла классического совершенства в храмы св. Рипсимэ (618 г.) и в ряде других похожих церквей (Гарнаовит, VI—VII вв., Таргманчац, VII в., Арамус, VII в., Сисаван, VII в., Арцваберд, VII в.). В них с максимальной ясностью и лаконичностью разрешены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Мастара (V—VI вв.), Артик (VII в.), Воскепар (VI—VII вв.) св. Тадеос Багарана (624—631), воображают тип четырёхабсидной крестообразной центракупольной церкви. Стремление к созданию новых типов крестообразных центракупольных церквей приводит к появлению в VII столетия шедевра армянской архитектуры эпохи — Звартноца (641—652 гг.). Звартноц отличается также декоративным принципом архитектурного построения. Среди первоочередных монументов армянской архитектуры VII века выделяется также Аручаванк, где некоторые время находилась армянский престол. В церкви сохранились отпечатки древних фресок. Аручаванк особо примечателен своим купольным залом (16,95 м.—34,6 м.). К концу VI-го начину VII века относится один из наиболее совершенных памятником армянской раннесредневековой архитектуры — церковь Мастара. Мастара вариант крестово-купольного святилища, является центрическим зданим с широким куполом (диаметр 11,2 метра) на тромпах и с выступающими извне 4 апсидами, имеет подчёркнуто пластическую выразительность.

Во другой половине VII века создается многоалтарный тип церквей (церковь Зоравара в Егварде, 661—685 гг., церкви Иринда, VII в., Арагаца, VI в.). Одновременно в V—VI вв. разрабатывается манера маленьких церквей с крестообразным планом. Совершенствуясь в VI—VII веках, этот стиль проявился в целом ряде храмов и церквей, из каких наиболее известны аштаракский Кармравор (VI в.), св. Степанос в Коше (VII в.), малый храм Талина (VII в.), св. Саркис в Бджни (VII в.) а также храмы в Агараке (VII в.), Алмана (637 г.), Арзни (VI в.), св. Ншан в Дзагаванке (VII в.), Манканоц св. Сион в Ошакане (VII в.), св. Степанос Лмбатаванка (VI в.) и т. д.. Заключительный — крестообразная купольная базилика с восьмигранным барабаном и тромповым переходом. В церкви сохранились также ценнейшие остатки раннесредневековой армянской фресковой живописи.

Зодчество светских зданий развивалась самостоятельно. Два дворца Двина (V и VII века), дворец Звартноца (VII в.) и два дворца Аруча (VII в.) отличаются единством композиционного решения плана — центральное пункт в них занимают колонные залы. Разные типы светских зданий представлены обнаруженными в Двине жилыми домами, общественными и иными зданиями. Монументальные памятники VI—VII вв., «пропагандирующие» крест, — хачкары — приходят на смену деревянным крестам, которые бывальщины распространены в Армении в первые периоды христианства. Каменные «крылообразные» хачкары характерны для раннего периода развития малой зодчества хачкарного искусства.

В Эчмиадзинском соборе, в церкви св. Григора в Двине, в Звартноце обнаружены памятники мозаичного искусства. Полностью сохранилась мозаика VI столетия в армянской церкви св. Иакова в Иерусалиме (с армянскими надписями). Раннесредневековые фрески обнаружены в мавзолее Ахца, в базиликах Касаха, Ереруйка, Циранавор и т. д.

Архитектурная традиция стройки мавзолеев восходит к урартской и эллинистической эпохи. Среди древнейших мавзолеев этой эпохи известны мавзолей Аршакидов в Ахце (IV в.) и Григориса (489 г.) в Арцахе. Погребальни в мавзолее Аршакидов — подземные, погребальня Григориса — под основным алтарем церкви. Похожее строение имеют мавзолеи св. Рипсиме и св. Гаянэ (VII в.). Зовунийский мавзолей (V в.) расположен у стен небольшой часовни св. Вардан. Методы художественной выразительности зодчества IV—VII веков адекватны принципам архитектуры и художественным-эстетическим представлениям, господствовавшим в ту эпоху. В основе образного представления лежали взаимосвязанные решения архитектурного плана и перспективы, четкое совершенство форм и фасадов, пропорциональная гармония, правильные механизмы выражения архитектоники. Возведение стен из разноцветных камней (что, кроме конструктивного, имело также художественное смысл) являлось одной из характерных черт архитектуры данной эпохи. Стремлением к внешней и внутренней лаконичности обусловлено ограниченное использование декоративных элементов. Они бывальщины призваны в основном подчёркивать формы окон и входов, пластически обогащать некоторые части стен и расчленять плоскости фасадов.

>