«Экономическое чудо Гитлера»: за счёт чего на самом деле вырастала экономика Третьего рейха
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Экономическое чудо Гитлера»: за счёт чего на самом деле вырастала экономика Третьего рейха

"Экономическое чудо Гитлера": за счёт чего на самом деле вырастала экономика Третьего рейха

Есть распространённое мнение, что Гитлер сделал много хорошего для народа Германии, подняв экономику края и, не начни он Вторую мировую войну, вошёл бы в историю как один из величайших правителей. При внимательном рассмотрении оказывается, что «экономическое чудо Гитлера» – не немало, чем пропагандистский пузырь.

Ялмар Шахт. Гений финансов

Одним из краеугольных камней процветания постверсальской Германии стал финансист Ялмар Шахт. Он не лишь путём переговоров несколько ослабил бремя контрибуции, но и победил гиперинфляцию, сделав марку вновь сильной и твёрдой валютой. Шахт всеми мочами боролся с безработицей и нашёл способ кредитовать германскую промышленность, не разгоняя инфляцию. Умело заимствовал за рубежом. Всё это Шахт свершил, будучи главой Рейхсбанка, но покинул кресло в знак несогласия с действиями правительства. В мае 1933 года Шахт согласился на предложение Гитлера и вернулся на пост главу германского центробанка.
Шахт не был нацистом, что и подтвердил Нюрнбергский трибунал, полностью его оправдав. Шахт служил не Гитлеру, а стране и его эксперимент и знания пригодились и послевоенной Германии.

Имущество евреев

Гитлер был пламенным антисемитом, борьба с евреями входила в партийную программу НСДАП. Гитлер ненавидел евреев, сформулируем так, бескорыстно. А вот его окружение и немецкие бюргеры бывальщины не прочь поживиться имуществом, деньгами и активами сограждан еврейского происхождения. Сначала бизнесы и предприятия «отжимали» по-тихому, после это стало частью деятельности НСДАП и государства, как только нацисты пришли к власти. Потери понесли даже могущественные Ротшильды. Апофеозом сделалась «Хрустальная ночь» в ноябре 1938 года, поводом к которой стало убийство евреем в Париже третьего секретаря посольства Эрнста фон Рата. Германские газеты надсаживались: «Германский народ сделал необходимые выводы из вашего преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют цельные секторы в немецкой экономике, радуются в своих синагогах, в то время как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших политиков».
Во время «стихийного» погрома, прокатившегося по Германии и Австрии, были разгромлены тысячи магазинов, захвачены лавки, производства и предприятия, относящиеся евреям.
Поток беженцев мгновенно вырос, но, чтобы получить разрешение на выезд, нужно было заплатить несколько тысяч марок и покинуть недвижимость в Германии, без какой-либо компенсации, как и существенную часть движимого имущества. При переводе капиталов 35% оставалось в Германии.
Запоздалее уничтожаемые в концлагерях евреи также стали источников дохода для нацистов. В ход шло всё, от обуви, очков и золотых коронок до мыла из человечьего жира. Последний факт недавно установлен швейцарскими экспертами, исследовавшими куски мыла, фигурировавшие как улика на процессе в Нюрнберге. Одного лишь золота Германия получила таким путём несколько десятков тонн.

Автобаны – не панацея

Гитлеру часто ставят в заслугу высококачественные пути, которые во многом также являются мифом. В частности, на их строительстве было занято всего 38 тысяч человек при безработице в 6 млн, обосновывает британский историк Адам Туз в книге «Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики». Назначенный руководить постройкой автобанов Фриц Тодт в меморандуме, выпущенном в декабре 1932 года наметил выстроить за 5 лет сеть из 6000 километров новых дорог, «всего» за 5 млрд рейхсмарок. Источником финансирования планировалось сделать сбережения граждан. Пути носили явно военный характер, но план строительства был выполнен едва ли на треть.
Провалился и проект выпуска «народного автомашины» – «Фольксваген». Точнее, сотни миллионов рейхсмарок с населения собрали, но первые авто по программе немцы начали получать уже после Другой мировой войны.
Внешний долг Германии превышал 20 млрд марок. Выход был один – война. В принципе, ничего новоиспеченного Гитлер и его окружение не изобрели: ещё на заре цивилизации захват чужих территорий и богатств был хорошим способом поправить дела. Теория блицкрига учитывала, что Германия не способна вести длительную, тяжкую войну.
Сначала всё шло как по маслу. Собственно, на столы немцев стало поступать и само масло в достаточном количестве, как и другие продовольствие питания. Захваченные предприятия переходили в германскую собственность, а работать там приходилось оккупированным народам буквально за похлёбку, что серьёзно снижало издержки и наращивало доходы, поступавшие в Германию. Сюда же вывезли золотой резерв многих захваченных стран. В рамках теории расширения жизненного пространства германской нации, с плодородных земель сгоняли здешнее население и переселяли немецких бауэров.

>