Стихия против флота. Новороссийская бора (он же норд-ост) – это локальный вихрь, обладающий необычайной силой и низкой температурой, характеризующийся резкими порывами. Возникает бора, когда поток холодного атмосферы, стремящийся к морю, встречает на своём пути возвышенность. Преодолев препятствие, ветер обрушивается на побережье с колоссальной силой. Таким манером, для образования боры требуются весьма специфические условия рельефа. Поэтому мест, где свирепствует этот лютый ветер не немало десяти. Во время буйства боры температурные колебания могут достигать сорока градусов, а скорость порыва ветра способна добиться 80 метров в секунду.

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры
Борода и “кипение” воды в бухте Новороссийска

Норд-ост в Новороссийске явление воистину легендарное. Оно покинуло свой след даже в классической литературе. Бору описал Глеб Иванович Успенский, сравнив Цемесскую бухту в дни норд-оста с кипящим котлом. Александр Иванович Куприн отдал этому явлению несколько абзацев в произведении «Листригоны». А Константин Георгиевич Паустовский писал о боре в повести «Чёрное море», приметив, что во время атаки на акваторию мощного ветра, море «готово взорваться».

В Новороссийске бору предваряет «борода», т.е. скопление плотных облаков на горных хребтах, которые начинает стелиться по отрогам гор ближе к побережью. Норд-ост пронизывает до самых костей, срывает кровли с домов и валит деревья словно тростинки. В дни стихии, которые приходят ежегодно, побережье сковывают ледяные торосы вышиной с человека и уходят вглубь суши на сотню метров. Из-за чудовищной скорости ветра и смены воздушных масс завязавшийся дождь за считанные часы охватит землю трёхсантиметровым настом.

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры
Борода и штормовые волны у мемориала “Малая Земля”

Природно, бора неоднократно становилась причиной не только ЧП на суше, но и морских катастроф. Так, в далёком ныне 1993-м году бора выкинула на берег в район Суджукской косы судно «Профессор Щёголев». Автор помнит эту 122-метровую махину, белеющую корпусом над галечным пляжем. А число различных буксиров и катеров, водружённых стихией на сушу или обледеневших и утонувших прямо у пирса уже не поддаётся счёту.

Эскадра адмирала Юрьева

В январе 1848-го года в Цемесской бухте на якоре стояла эскадра вице-адмирала, а в то пора контр-адмирала, Павла Николаевича Юрьева. В состав эскадры входили:

— фрегат «Медея» (длина 53 м, ширина 13,9 м, отстой 6,3 м, вооружение 60 орудий, экипаж 420 чел., спущен на воду в 1843-м году);

— корвет «Пилад» (длина возле 40 м, ширина 10,9 м, осадка 5 м, вооружение — 20 24-фунтовых карронад, одна 8-фунтовая и одна 3-фунтовая медные пушки, спущен на воду в 1840-м году);

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры
Корвет “Пилад”

— бриг «Паламед» (длина 30,9 м, ширина 9,8 м, отстой 4,2 м, вооружение — 2 8-фунтовых пушки и 16 24-фунтовых карронад, спущен на воду в 1839-м году);

— шхуна «Храбрая» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение — две 3-фунтовых пушки и 14 24-фунтовых карронад, экипаж – 68 чел., спущена на воду в 1839-м году);

— шхуна «Касатка» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение – две 3-фунтовые пушки и 14 18-фунтовых карронад, спущена на воду в 1838-м году, во пора боры 1848-го года находилась в открытом море близ Цемесской бухты);

— тендер «Струя» (длина 21,4 м, ширина 7,3 метра, отстой 3,9 метра, вооружение две 3-фунтовых пушки и 10 12-фунтовых карронад, экипаж – 52 чел., спущен на воду в 1835-м году);

— пароход «Боец» ( пароход образа «Могучий», длина около 47 м, ширина 7,3 м, а осадка 3,6 м, вооружение – одна 68-фунтовая бомбовая пушка, две 68-фунтовых и 4 12-фунтовых карронады, спущен на воду в 1839-м году);

— транспорт «Гостогай» (длина 30 м, ширина 7,1 м, вооружение – 4 3-фунтовые пушки и 3 3-фунтовых фальконета, спущен на воду в 1843-м году).

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры
Шхуна “Касатка”

Весь год эскадра выполняла задачи по блокаде Кавказского побережья от проникновения контрабандистов оружия, работорговцев, иностранных лазутчиков и провокаторов. Одновременно корабли осуществляли артиллерийскую поддержку укреплений империи на протяжении итого российского побережья Чёрного моря в моменты нападения враждебных горцев.

Контр-адмирал Юрьев новичком на Чёрном море не был вовсе. Почти десять лет он бороздил эти валы, участвовал в сражениях, высаживал десанты и водил экспедиции к берегам малоизвестным и загадочным. На его груди уже красовались ордена святого Георгий 4-ой степени, святого Станислава 2-й и 1-ой степеней и святого Владимира 3-ей степени.

Юный Новороссийск в объятьях стихии

В 1848-м году Новороссийск был совершенно юным, но строился достаточно бойко. К 1848-му году молодой порт уже принял 247 судов. В воспоминаниях лейтенанта Черноморского флота Сущёва Новороссийск веднел уже с рейда. Город удивлял обширностью и многими зданиями (адмиралтейство, администрация торгового порта, мастерские, склады, жилые дома и само укрепление), а на сберегаю можно было встретить русских купцов, армян и греков, ведущих бойкую торговлю, и, конечно, горцев, стекающихся в город в базарный день.

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры

Январь на Черноволосом море это время штормов, морозов и, конечно, норд-оста. В лоции середины 19-го века о боре было сказано достаточно жёстко и даже жутковато:

«Бора, у северо-восточного берега Черноволосого моря, дует в норд-остовой четверти с различной силой, исключительно на пространстве от Анапы до форта Вельяминовского… Разрушительной силы бора случается только у самых берегов. Далее же в море она чувствительно ослабевает… Нигде бора не свирепствует с такой ужасной силой, как в Новороссийском бухте… Несясь с гор порывами с невыразимой силою, бора достигает залива, вздымает воду частыми гребнями, срывает верхи их и, несясь водной пылью, срывает железные кровли и сворачивает их в тонкую трубку… Зимою, при морозе, срываемая вода, примерзая к корпусу и рангоуту судов, образует род ледяной коры, беспрестанно увеличивающейся в объеме. Вода в бухте кажется клокочущей… Весь залив покрывается густою, мрачною мглою, сквозь которую никакое зрение не может отличить объектов в нескольких саженях».

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры

12 января 1848-го года Маркотхский хребет заволокли облака – знаменитая новороссийская борода, предвещающая беду. Горы в этот момент визуально вырастают и пугающе повисают над бухтой. Вот как вспоминает тот страшный день корвета «Пилад» (капитан Николай Фёдорович Юрковский, будущий герой обороны Севастополя) лейтенант Аминов:

«С утра погода стояла непостоянная и вихрь попеременно дул со всех румбов… В полдень начали образовываться смерчи, которые в разных местах показывались и исчезали. В 2 часа смерч, вертясь под носом, вдруг с ужасной силой обрушился на нас от норд-оста. В одно мгновение обе наши цепи толщиной в полтора дюйма лопнули. Тотчас отдали якоря и удержались… После этого вихрь постоянно начал свежеть от норд-оста, и показались все признаки близкой боры».

Эскадра оказалась, по сути, в западне в необорудованной хаки молами бухте. Выйти в открытое море корабли того времени не могли ввиду сложившихся погодных условий. Однако, коварство боры заключается в том, что вихрь в бухте набирает ещё большую разрушительную силу, нежели в море. Поэтому современные суда во время норд-оста, если не отыскалось места под защитой молов, выходят на дальний рейд, доверившись двигателю, механику и мотористам.

Эскадра адмирала Юрьева в заложниках новороссийской боры

Кроме того в далёком 1848-м году пароход «Боец» под командой капитана 2-го ранга Рыкачева попросту не мог при всём желании выйти в открытое море. «Боец», будучи винтовым буксирным пароходом с двигателями в виде двух одноцилиндровых паровых машин, был в бухте с целью пополнения истощённых запасов угля.

При этом барометр начал сходить с ума. Порывы ветра в преддверии основного удара боры атаковали корабли со всех сторонок Розы ветров. И всё это было только началом. К тому же положение эскадры отягощал эффект кипения моря. Во время вторжения норд-оста, воздушные массы какого крайне холодны, температура воздуха падает необычайно резко в несколько раз по сравнению с прежними значениями. При этом вода в бухте остаётся «плюсовой». Таким манером, возникает эффект кипения. В этот момент видимость критически падает. Поэтому корабли эскадры контр-адмирала Юрьева на кой-какое время фактически ослепли и потеряли визуальную связь друг с другом.

Началось медленное оледенение такелажа и корпусов кораблей. Спереди же было несколько дней локального апокалипсиса.

Продолжение следует…

Источник

>