«Фотошоп Великой Отечественной»: зачем в СССР ретушировали снимки

Новость опубликована: 17.09.2019

«Фотошоп Великой Отечественной»: зачем в СССР ретушировали снимки

«Фотошоп Великой Отечественной»: зачем в СССР ретушировали снимки

Во время Великой Отечественной войны строжайшему контролю подвергались не только письма с фронта, но и печатные издания. Но если послания подвергались цензуре в целях контроля настроений и для сокрытия информации, способной вызвать волнение населения, то печатные издания сделались рупором советской пропаганды, которая должна была вдохновить население на борьбу с захватчиками и вселить в людей уверенность в победе.

Основной цензор – Главлит

В каждом регионе СССР работало Областное управление по делам издательств и литературы – Обллит, которое подчинялось Главлиту. В любом обллите был штат уполномоченных, которые работали в каждом районе, следили за публикациями в газетах и контролировали выпуск листовок, плакатов и передачи радио. Уполномоченные контролировали библиотеки и изымали дореволюционную литературу, – об этом в труду «Цензура печатных органов Курской области в начале Великой Отечественной войны» пишет историк Александра Руменовна Бормотова.

Все народонаселение с началом войны было обязано сдать радиоприёмники и могло черпать информацию только из государственных источников.

В начале брани главными задачами Главлита и обллитов было соблюдение гостайны; запрещалось публиковать сведения о мобилизации, кроме официальных распоряжений, сведения об оборонной промышленности, о предприятиях и о количестве рабочей силы, нельзя было указывать названия заводов и фабрик, строчить о планах и сроках их выполнения. Нельзя было указывать места дислокации воинских частей, давать данные о волнениях народонаселения. Ни в коем случае не публиковались материалы, превозносящие гитлеровцев, или сведения о диверсиях. Ограничения налагались на информацию о бедственном положении военных и их семей, и полностью исключались публикации частных объявлений, так через них могли общаться диверсанты и шпионы. По этой же причине бывальщины запрещены пейзажные фотографии – они могли быть условными знаком.

Под запрет попадало описание конкретных боевых действий, вооружений, взаимодействие родов армий друг с другом, сведения о системах шоссе, железных дорог, вокзалов, аэродромов, портов, бомбоубежищах и статистика, касающаяся числа жителей СССР.

С фотографий удалялись промышленные установки, сооружения портов и вокзалов, виадуки и мосты, а также названия заводов, фабрик, предприятий, замазывались и ретушировались все указатели заселенных пунктов. Отдельными приказами внутри Главлита было запрещено называть воинские звания начальников гарнизонов. Кроме этого под запрещение попадали изображения разрушенных врагом объектов – городов, заводов, способные вызвать среди населения волнение.

После того, как районные газеты сходили в свет, их содержание анализировалось на уровне области, а затем обзоры изданий поступали в Главлит.

Все с фронта – через Совинформбюро

Особую роль в пропаганде СССР играло Совинформбюро, организованное уже 24 июня 1941 года. Собственно его структуры контролировали военных журналистов и фотографов. После того, как негативы поступали в Совинформбюро, специалисты оценивали их с точки зрения цензуры, а также с точки зрения использования снимок в пропагандистских целях (историк О. В Протопопова, статья «Совинформбюро как инструмент идеологической политики СССР»).

Фотографии часто подвергались ретушированию. Для этого их распечатывали и дополняли деталями или навыворот, удаляли отдельные элементы, используя для этого тушь и гуашь, а затем снова переснимали, чтобы получить отпечаток, какой и шел в газету.

В печать запрещалось пускать фотографии командиров и партизан – в этом случае, ретуши подвергали отдельные фигуры или лики: после работы ретушера они исчезали с фотографии. Точно так же исчезали с фотографий люди, запятнавшие себя предательством, перебежчики, перебежавшие на службу к нацистам.

Иногда для изготовления плакатов использовались коллажи – фотографии красноармейцев печатались, затем их фигуры вырезались, компоновались, дорисовывались недостающие детали, все опять фотографировалось, и получался новый снимок.

Если требовалось скрыть детали нового вооружения, то фотографию распечатывали и перефотографировали, резкость терялась, детали было уже невозможно рассмотреть.

Популярные работы ретушеров

Самой известной фотографией, которая подверглась ретуши, стало фото Евгения Ананьевича Халдея, на каком красноармейцы устанавливают флаг Победы над Рейхстагом. Ретушь на этом фото была призвана усилить драматический эффект – добавили дымное небосвод и почему-то решили убрать трофейные часы с запястья Абдулхакима Исмаилова. Фотографию должен был увидеть весь мир, и союзники могли обвинить советских военных в мародерстве.

Автор Юрий Козырев, ведавший Халдея, вспоминал еще об одной фотографии мастера, на которой солдаты-победители шли, попирая ногами гитлеровское знамя, а на заднем плане подгорел готический замок. Халдея часто просили признаться, что знамя он подложил на дорогу специально. Но он отшучивался: «Нет, но это я поджег замок!»

В архиве популярного советского фотографа Валерия Всеволодовича Фоминского была целая коллекция фотоколлажей и ретушированных снимков красноармейцев. Среди них – обезличенные аэродромы, колонны красноармейцев на улицах городов, какие невозможно узнать, и даже снимок парада на Красной площади, составленный из двух разных фотографий: собственно, войск, выстроенных парадным каре, и изображения маршала Жукова, взятого с другой фотографии, с которой стерты фигуры, окружавшие военачальника.

Подобный метод «улучшения» снимок использовали и после войны. Например, так произошло с фотографией Виктора Николаевича Бальтерманца «Горе», на которой жители села Багерово под Керчью опознают уложенных гитлеровцами родных. Дело в том, что в 1960-х года этот снимок стал очень популярным на Западе. Его «открыл» итальянец Кайо Гарруба, какой нашел его в архиве фотографа и попросил подарить ему. Когда Бальтерманц делал новый отпечаток с негатива, он заменил небо на грозовое, придав фотоснимку еще вяще трагичности. Этот снимок стал известен в СССР только в 1975 году, когда советские люди праздновали 30-летие Победы.


«Фотошоп Великой Отечественной»: зачем в СССР ретушировали снимки