Франкмасоны: мифы и реальность

Новость опубликована: 16.03.2019

Предания о всепроникающих и всесильных масонских организациях являются одними из самых старых и самых живучих в истории современной цивилизации. Статьи о невидимых всемирных правительствах, взявших на себя труд управления странами с многомиллионным населением, с завидной регулярностью появляются в прессе разных краёв. В русском языке даже сам термин “франкмасон” превратился в ругательное, хотя в настоящее время и несколько подзабытое слово “фармазон”. Гораздо немало часто звучит сейчас словечко “жидомасон”, которое не сходит со страниц некоторых печатных изданий и вошло в народное разум на уровне фольклора: “Мне приснился страшный сон, будто я жидомасон, глянул в паспорт поскорей, там написано – …что нет”. И многое другое.

О том, как легко прослыть в России масоном, можно судить хотя бы по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Главному герою для этого очутилось достаточно говорить в провинциальном обществе на правильном литературном языке и пить вместо водки красное вино:

Он фармазон; он пьет одно
Стаканом алое вино;
Он дамам к ручкам не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с”.
Таков был общий глас.

Так кто же такие эти неуловимые и загадочные масоны, откуда пришагали они на горе патриотам всех стран мира и какие цели преследуют? Ответить на этот вопрос мы попробуем в предлагаемой вашему вниманию статье.

Франкмасоны: мифы и реальность

Полотно итальянского художника Альфредо Ди Принцио, посвященная масонскому символизму

Термин “масон” является словом английского происхождения, какое в переводе на русский язык означает “мастер-каменщик”. Франками же называли лиц, освобожденных от повинностей сеньору или королю. Таким образом, “франкмасоны” – это “независимые”, “вольные” каменщики. Что касается масонских лож, то впервые появились они в 1212 г. в Англии и в 1221 г. в Амьене (Франция) – так именовались тогда постройки, служившие временным пристанищем странствующих мастеров, живших небольшими общинами численностью 12-20 человек (французское loge, английское lodge). Запоздалее в качестве loge и lodge мастерами часто использовались таверны, трактиры и кабачки, по названию которых именовались “первичные” масонские организации: “Венец”, “Виноградная ветвь” и так далее.

Франкмасоны: мифы и реальность

Масонская символика

“Вольные каменщики” были элитой строительного мира, действительно значительные вопросы они хотели решать между собой, в узком кругу настоящих мастеров – вне рамок цеховой организации. Чтобы разузнать друг друга, отличить настоящего мастера от подмастерья, масоны постепенно обзавелись системой тайных знаков. В 1275 г. в Страсбурге состоялся первоначальный тайный съезд масонов – трудно сказать, насколько он был представительным, и кем были его делегаты: мастерами из ближайших регионов Германии и Франции, или до Страсбурга сумели добраться их собратья из иных стран. Как известно, любая власть с подозрением относится к тайным организациям, поэтому неудивительно, что первым побуждением всех правительств, какие узнавали о масонских обществах, было стремление запретить их деятельность. Английский парламент, например, сделал это в 1425 г. Но масонские организации выжили, их избавило то, что они не остались узкопрофессиональным корпорациями: в них стали допускаться и представители аристократии, духовенства, ученого мира, которые выступали в роли покровителей, а попы – и капелланами. Отсюда возникло понятие практического масона, т.е., собственно каменщика, и духовного масона – человека другой профессии. Первое документально зафиксированное извещение о вхождении в ложу непрофессионального каменщика относится к июню 1600 г., когда в Шотландии в ряды масонов был принят лорд Джон Босуэлл. С тех пор число каменщиков в ложах только уменьшалось, а количество аристократов и людей “свободных” профессий стремительно росло. По составу участников масонские ложи делились на ложи учеников, подмастерьев, искусников. Не остались в стороне и женщины: хотя первоначально масонские ложи были закрыты для них, позже были учреждены так называемые “приемные” (“удочеренные”) дамские ложи, которые должны были находиться под патронажем “законных” мужских лож. Ложи одного округа или одной страны бывальщины подчинены общему правлению, именуемому Великой ложей или Великим Востоком. Главный член правления именовался великим искусником (гроссмейстером).

Отдельные ложи также носили определенные названия, в XVII веке чаще всего связанные с какой-нибудь исторической личностью, либо – по наименованию масонского символа или добродетели. Сама ложа теперь традиционно представляла собой комнату в виде удлиненного прямоугольника, размещённого в направлении от востока к западу и имеющего три окна – на восток, запад и юг. Высшие должностные лица ложи располагались в восточной доли зала. Цели, декларируемые руководителями масонских организаций, были весьма расплывчатыми и сводились, как правило, к стремлению улучшить ситуацию в обществе линией соблюдения “братьями” определенных нравственных норм. Известный британский масон Джеймс Андерсон в “Новой книге уставов” (1723 г.) строчил:
“Масон по самому своему положению подчиняется законам морали… Лишь одна религия обязательна для всех – это всеобъемлющая, объединяющая людей вера, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести”.

Однако понятия «природного равенства, братства человечества и терпимости, составлявшие “троицу” масонов, вряд ли воспринимались всерьез аристократами, которые к середине XVII столетия повсеместно вытеснили из лож настоящих каменщиков. А в XVIII веке масонское общество стало настолько респектабельным, что вступать в ложи сделалось признаком хорошего тона и для представителей знатнейших дворянских и богатейших буржуазных фамилий, и для «властителей дум» – знаменитых ученых, беллетристов, философов. В результате во второй половине XVIII и в начале XIX в.в. в Англии в рядах масонов оказались такие выдающиеся деятели, как историк Гиббон, философ Д.Пристли, беллетристы Р.Бернс и В.Скотт.

В великосветское общество Франции моду на масонство принесли офицеры гвардейского ирландского полка, которые остались неизменны свергнутому английскому королю Якову II и отправились с ним на континент в изгнание. Масонство во Франции стало одним из проявлений англомании, какая охватила страну в конце XVII века. В первое время французская полиция пыталась “убить” масонские организации смехом: показалось немало язвительных памфлетов, в театре танцовщицы исполняли “масонский танец”, и даже в кукольном театре Полишинель стал именовать себя франкмасоном. Однако два десятка агентов, какие были внедрены в масонскую среду полицией, не обнаружили в их собраниях ничего подозрительного и постепенно преследования “свободных каменщиков” вышли на нет. К тому же мода на масонов не миновала и королевскую семью: в 1743 году Великим магистром масонских лож Франции стал принц крови Людовик де Бурбон де Конде, а Великой магистершей дамских лож позже стала герцогиня Бурбонская. Видную роль в деятельности масонов играла также ближайшая подруга Марии-Антуанетты княгиня Ламбаль, какая в 1781 года стала магистром всех женских “шотландских” лож Франции. Под ее “руководством” тогда оказалось несколько тысяч родовитых дам, среди них – маркиза де Полиньяк, графиня де Шуазель, графиня де Майи, графиня де Нарбон, графиня д’Афри, виконтесса де Фондоа. В качестве одного из ритуалов посвящения, сквозь который должна была пройти кандидатка в “масонши” был поцелуй … собачьего зада (!)

Франкмасоны: мифы и реальность

Княгиня Ламбаль

Накануне революции, масонские ложи во Франции обратились в подобие светских салонов. Историки отмечают, что “французская куртуазность тогда извратила институт свободных каменщиков”. Некоторые из этих масонских (или уже – околомасонских?) организаций Парижа имели весьма экстравагантные мишени и задачи. “Орден счастья”, например, проповедовал утонченный разврат. А “Общество момента”, напротив, провозгласило своей задачей “устранение всякой галантности в влюбленности”.

В Италию масоны проникли вместе с английскими купцами в тридцатых годах XVIII века, а в середине того же века в этой краю появились и филиалы французских масонских лож. Почти повсеместно в этой стране масоны пользовались покровительством местных аристократов. В половине XVIII века масонские ложи появляются также в Германии, Австрии, Швеции, Голландии, Дании и других европейских странах.

В США масоны попали с английскими переселенцами. Историкам не стоило большого труда определить, что конституция Соединённых Штатов имеет ряд отсылок к книжке уже упоминавшегося нами Джеймса Андерсона «Конституция свободных масонов» (1723 год), которую в 1734 году напечатал в заокеанских колониях Бенджамин Франклин.

Франкмасоны: мифы и реальность

Бенджамин Франклин

Из 56 человек, подмахнувших Декларацию независимости, масонами были 9. Из 39, оставивших подпись под Конституцией США, масонами оказались 13 человек. Уже упоминавшийся Б.Франклин – выступающий учёный, издатель, публицист, авторитетнейший политический деятель США тех лет, и, по совместительству, масон высоких градусов филадельфийской ложи святого Иоанна, сделался единственным человеком, поставившим свою подпись на обоих документах и Парижском договоре 1783 года (о признании Великобританией самостоятельности США). О масонских символах на печати США и купюре в один доллар (усеченная пирамида, “всевидящее око”, орел) слышали, наверное, даже люд далёкие от политики.

Франкмасоны: мифы и реальность

Усеченная пирамида и “всевидящее око” на однодолларовой купюре США

Доподлинно известно, что Библия для присяги Джорджа Вашингтона в качестве президента США была привезена из нью-йоркской масонской ложи Сент-Джонс. Помимо Вашингтона, членами масонских лож были президенты Монро, Джексон, Полк, Бьюкеннен, Э.Джонсон, Гарфильд, Маккинли, Т.Рузвельт, Тафт, Гардинг, Ф.Рузвельт, Г.Трумэн, Л.Джонсон, Дж.Форд. Это все звучит довольно тревожно и угрожающе, но, нетрудно заметить, что членство в масонских организациях не помешало вышеуказанным президентам придерживаться разных, часто противолежащих, взглядов по многим вопросам внутренней и внешней политики США. И уж совсем непозволительно говорить о них, как о марионетках, приведенных к власти для выполнения каких-либо вдали идущих масонских замыслов.

Определенное влияние получило масонское движение и в России: существует легенда, что Петра I посвятил в масоны английский зодчий Кристофер Рен.

Франкмасоны: мифы и реальность

Кристофер Рен

Доподлинно известно, что масоном был один из ближайших сотрудников Петра – Франц Лефорт.

Франкмасоны: мифы и реальность

Жуковский Р.К., портрет Ф.Лефорта, Эрмитаж

В 1731 г. гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловел назначил капитана Джона Филипса магистром “для всей России”. В 1740 году магистром был назначен капитан русской службы Яков Кейт, к этому поре относят и первые вступления русских людей в масонские ложи. Одним из первых русских масонов стал Елагин, какой «хотел выучиться от Калиостро делать золото». Однако, во время алхимических опытов таинственный граф был уличен в обмане и получил пощечину от Елагинского секретаря, тем дело и кончилось.

Франкмасоны: мифы и реальность

Иван Перфильевич Елагин

С 1783 г. масонские ложи сделались открываться и в провинциальных городах России – в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве. В этом же году Российскими масонами были отворены три типографии – две гласные и одна тайная. А в 1784 г. из Дружеского общества выделилась Типографская компания, душой которой стал самый популярный российский масон – издатель и просветитель Н.И.Новиков.

Франкмасоны: мифы и реальность

Д.Левицкий, портрет Н.И.Новикова

Пострадал Новиков не столько за вольнодумство, сколько за внимание к своей персоне со сторонки наследника престола – Великого князя Павла Петровича. Фактически узурпировавшая власть Екатерина таких вещей никому не прощала, в итоге в 1791 г. Типографская компания была уничтожена, а ее глава в 1792 г. по личному указанию императрицы был без суда заключен в Шлиссельбургскую твердыня, откуда был вызволен в 1796 г. взошедшим на престол Павлом.

Франкмасоны: мифы и реальность

Москва, прием в массонскую ложу вновь поступающего члена, гравюра

Возле 1760 г. Мартинец де Паскуалис основал в Париже «Братство отборных священнослужителей», которое позже трансформировалось в Орден мартинистов, сыгравший, к сожалению, определенную негативную роль в новейшей истории России. В 1902 г. пришедший в Петербург глава парижской ложи мартинистов Жерар Энкоссе, более известный, как доктор Папюс, познакомил Николая II с медиумом Филиппом Низамье, какого императрица упоминала потом как одного из двух друзей, “посланных нам Богом” (вторым “другом” был Григорий Распутин). Николай II пожаловал лионскому авантюристу место медика в Военной Академии. Известно о спиритическом сеансе мсье Филиппа, на котором дух Александра III “очень удачно” советовал Николаю II поддерживать альянс с Францией в ущерб традиционно теплым и дружеским отношениям с Германией (традиция целовать руку российского императора, появившаяся у прусских генералов после Наполеоновских браней, существовала вплоть до I Мировой войны). На этом же сеансе дух Александра III устами заезжего фокусника усердно подталкивал Николая к брани с Японией.

Франкмасоны: мифы и реальность

Филипп Низамье

Первым российским мартинистом и первым главой ложи мартинистов в России стал граф В.В.Муравьёв-Амурский. Иными известными мартинистами были Константин и Николай Рерихи (отец и сын). Причем Константин Рерих имел крест высшего градуса посвящения.

Сообщая о масонстве, невозможно не упомянуть о так называемых розенкрейцерах, первые реальные сведения о которых появляются в 1616 г. Именно тогда в Касселе был опубликован неподписанный трактат «Слава братства достохвального ордена розенкрейцеров». В этом труде утверждалось, что уже 200 лет, оказывается, существует тайное общество, основанное неким Христианом Розенкрейцем, родившемся в 1378 г., какой, якобы, обучался оккультным наукам в арабском городе Дамкар. Задачей данной организации объявлялось содействие прогрессу и совершенствованию человечества. Первая мишень розенкрейцеров – “реформа”: объединение науки, философии и этики на основе метафизики. Вторая – ликвидация всех болезней, она был связана с розысками Эликсира Жизни (алхимические опыты). Третья цель, о которой сообщалось немногим – «устранение всех монархических конфигураций правления и замена их правлением избранных философов». Структура данной организации была чрезвычайно похожа на масонскую, поэтому большинство историков пришагало к консенсусу: “хотя не все масоны – розенкрейцеры, розенкрейцеры могут называться масонами”. Что касается Христиана Розенкрейцера, его, по мнению исследователей, вытекает рассматривать не как реального человека, а как символ – “христианин Розы и Креста”. Причем упоминание розы в данном случае весьма не нравилось иерархам официальной Церкви, так как в гностической традиции этот цветок – символ невыразимой мистической тайны. Роза тут – намек на “двойное посвящение” адепта, черпавшего знания и у христианских наставников, и у таинственных языческих мудрецов Востока. От взора поднаторевших в изысканиях различных еретических течений и хорошо разбиравшихся в таких вещах богословов Ватикана не могла укрыться и связанная с восточными гностическими мистериями скрытая эротическая подоснова – роза и крест, как дамский и мужской символы.

Франкмасоны: мифы и реальность

Роза на кресте — эмблема розенкрейцеров

А вот некоторые, менее образованные, мистики средневековой Европы, приняли все это “за незапятнанную монету”, и попытались организовать собственные ложи полумифического Ордена. В этом смысле они оказались очень похожими исповедующих «поклонение Карго» жителей некоторых островов Тихого океана.

Франкмасоны: мифы и реальность

Франкмасоны: мифы и реальность

Островитяне верят, что, если они построят муляжи аэродромов и взлетно-посадочных полос, раз на них приземлится настоящий самолет, на борту которого будет много вкусной тушенки. А последователи розенкрейцеров, видимо, надеялись, что раз дверь созданной ими ложи распахнется, и войдет Великий Магистр, который откроет им сокровенные Тайны. Никого не дождались ни те, ни иные.

Строго говоря, до сих пор невозможно точно сказать: существовала организация розенкрейцеров на самом деле, или это мистификация небольшой группы немецких интеллигентов. С крышки XVIII века никаких сведений о розенкрейцерах нет. Вспоминают о них сейчас лишь авторы бульварных романов и сторонники всевозможных теорий комплотов.

Ещё позже проявили себя иллюминаты. Данный термин обычно употребляется по отношению к членам баварского общества профессора-теолога Адама Вейсгаупта, основанного в 1776 году. Но в различных конспирологических теориях намечается существование тайной организации иллюминатов, опять-таки управляющей историческим процессом – видимо, масонов и розенкрейцеров слишком мало, и без поддержки иллюминатов они не справляются.

Любопытная история, связанная с иллюминатами, произошла 12 декабря 1972 года, когда в Шато де Феррье, французском поместье Ротшильдов, состоялась скандальная затворённая вечеринка, фотографии с которой позже предоставил прессе один из её участников – поссорившийся с хозяевами Алексис фон Розенберг, барон де Ред.

Франкмасоны: мифы и реальность

Шато де Феррье

Снимки были снабжены комментариями, из которых следовало, что во дворце Ротшильдов прошло собрание общества иллюминатов. Гости должны бывальщины пройти через изготовленный из черных лент «лабиринт Ада», далее их встречали сначала человек в облике черного кота, после – другой, с шляпой на блюде, который и провожал прибывших к чете Ротшильдов – у хозяйки была искусственная голова оленя, рыдающего слезами из бриллиантов.

Франкмасоны: мифы и реальность

Ги де Ротшильд и Мари-Элен де Ротшильд встречают гостей Шато де Феррье

В дальнейшем состоялись ритуальные жертвоприношения девицы и невинного дитя (куклы).

Франкмасоны: мифы и реальность

«Невинное дитя» на столе Ротшильдов

Затем гости пытались вызвать демона тамплиеров – Бафомета.

Франкмасоны: мифы и реальность

Франкмасоны: мифы и реальность

Франкмасоны: мифы и реальность

Франкмасоны: мифы и реальность

Франкмасоны: мифы и реальность

За столом предлагались не лишь спиртные напитки, но и наркотики. Закончилось все оргией, «на которой никто не смотрел, какого пола партнёр».

Адепты конспирологических теорий бывальщины в восторге: впервые всему миру были явлены “бесспорные доказательства” существования масонской организации управляющих миром банкиров. То обстоятельство, что эти банкиры очутились еще и сатанистами, никого не удивило, более того – очень всех порадовало: мол, мы, конечно, и так об этом знали, но приятно окончательно удостовериться. Жалко, что рептилоиды не пришли, но они, видимо, не к Ротшильдам, а к Рокфеллерам ходят. Однако скоро выяснилось, что на фотографиях – маскарад, вечеринка в стиле Хэллоуина, автором концепции какой, а также декораций и костюмов стал ни кто иной, как Сальвадор Дали – он и был главной звездой вечера, оттеснив на второй план всех «котов» и «оленей».

Франкмасоны: мифы и реальность

Сальвадор Дали в Шато де Феррье

Вероятно, из-за этого скандала Ротшильды и передали скомпрометированное поместье Парижскому университету в 1975 г.

На протяжении веков масонство периодически становилось объектом нападок в разных странах, но до 1789 г. эти запреты не носили систематического характера и обычно ограничивались официальными запретами, остававшимися на бумаге. В 1738 г. папа римский Клемент XIII опубликовал буллу, отлучающую от храмы всех членов масонских лож. Дело в том, что высшие иерархи Рима были убеждены, что масонство является лишь прикрытием для новоиспеченной и чрезвычайно опасной ереси. Однако времена, когда такие действия римского понтифика производили впечатление в обществе, давным-давно прошли. Многие католические иерархи вступали в масонский орден и занимали видное положение в его структурах, в Майнце масонская ложа почти целиком состояла из духовных лиц, в Эрфурте ложу организовал будущий епископ этого города, а в Вене активными масонами стали два королевских капеллана, ректор теологического заведения и два попа. Во Франции папская булла даже не была опубликована. Последовавшие за ней буллы Бенедикта XIV, Пия VII, Льва XII и Пия IX имели еще меньший успех.

В XVIII столетье в рядах масонов оказались такие известные личности, как Сен-Жермен и Калиостро, о которых было рассказано в статье Рыжов В.А. «Великие авантюристы галантного столетия».

Младший современник Сен-Жермена – Калиостро, был всего лишь подражателем “графа”. Будучи арестован, он признался суду инквизиции, что при собственной встрече Сен-Жермен дал ему следующий совет: “Величайшая из тайн состоит в умении управлять людьми – нужно действовать вопреки здравому резону и смело проповедовать величайшие нелепости”.

Именно Калиостро своими признаниями Инквизиции весьма поспособствовал распространению великой предания о всесильных масонских ложах, тайно управляющих народами и государствами. Тогда мало кто из по-настоящему осведомлённых людей поверил ему. Так, министр иностранных дел Франции Монморен заявлял: “Во Франции мистерии, порожденные франкмасонством, по-видимому, привели только к разорению нескольких одураченных”.

Однако с течением поре чем меньше современников Калиостро и Сен-Жермена оставалось в живых, тем больше разговоров об их мистических достижениях и могуществе возглавляемых ими масонов являлось в обществе, и тем больше верили этим разговорам.

Отношение масонства к Просвещению было сложным и неоднозначным. С одной стороны, масонами бывальщины д`Аламбер, Вольтер и Гельвеций. С другой – немало масонов оказалось среди противников энциклопедистов. Ложи в Бордо приветствовали успех здешнего парламента (тогда – судебного учреждения с определенными административными функциями) в борьбе против усилий королевской власти ограничить его полномочия, а ложа в Аррасе адресовалась к парижским масонам с просьбой поддержать ее протест против изгнания иезуитов из Франции. Некоторые ложи, особенно “9 сестер”, сыграли определенную роль в Великой Французской революции – масонами бывальщины Мирабо, аббат Грегуар, Сийес, Байи, Петион, Бриссо, Кондорсе, Дантон, Демулен, Марат, Шометт, Робеспьер. Однако масонами бывальщины также король Людовик XVI и двое его братьев, главы почти всех дворянских родов Франции. А вот главный двигатель революции – представители низших слоев третьего сословия, не бывальщины представлены в ложах. Редким исключением был допуск ремесленников в ложу “Энциклопедия” в Тулузе и крестьян в ложу “Плоермель”. Революционная деятельность масонов была, скорее итого, самодеятельностью с их стороны – показательны циркуляры, которые рассылал в то время “Великий Восток” подчиненным ему ложам: для Братства представляет опасность вмешательство в дела, его не прикасающиеся. В результате после термидорианского переворота многие республиканцы считали ложи прибежищем роялистов, а их противники – прикрытием для уцелевших якобинцев.

Пришагавший к власти Наполеон Бонапарт вначале склонялся к запрету всех масонских лож, однако предпочел использовать масонов в интересах новоиспеченного режима. Великими магистрами стали братья Бонапарта – Жозеф и Люсьен, видное положение в ложах занимали Камбасерес и Фуше. Сам Наполеон на острове Святой Елены так отозвался о масонах:
“Это сборище глупцов, какие собираются хорошо поесть и следовать смешным причудам”.

Тем не менее, в годы Французской революции и после нее по всей Европе завязалось преследование масонов. В 1822 г. первый министр Пруссии Гаугвиц (сам ранее бывший видным масоном) представил меморандум главам “Священного альянса” о том, что невидимые тайные главари ордена были вдохновителями и организаторами французской революции и казни Людовика XVI. А вот французские авторы, визави, утверждали, что не Франция, а Пруссия с начала XIX века стала вассалом масонов и получила, таким образом, их покровительство. Поражение Франции в брани 1870-1871 г. г. они объясняли предательством членов французских лож. Никаких доказательств, естественно, ни теми, ни другими предъявлено не было. ХХ век завязался с очередного отлучения масонов от церкви, предпринятого в 1917 г. папой римским Бенедиктом XV. Этот запрет, разумеется, не имел никаких последствий и не помешал масонам в их попытках активизировать свою деятельность. Кайзеровский генерал Людендорф после разгромы Германии в I Мировой войне уверял всех, что немецкие масоны похищали и передавали Англии секреты немецкого генерального штаба. Вряд ли стоит принимать всерьез эти откровения генерала, т.к. в то же самое пора он всерьез увлекся алхимией, изучал старинные манускрипты и ставил опыты с целью получения золота.

На короткое время немало масонов очутилось в руководящих кругах партий II Интернационала (что дало некоторым западным историкам повод говорить об инспирировании масонами революций в Германии и России).

По кое-каким данным, масоном был и социалист Леон Буржуа – премьер-министр Франции (ноябрь 1895-апрель 1896 г.г.), лауреат Нобелевской премии вселенной (1920 г.), первый председатель Совета Лиги наций. Но нет никаких доказательств, что все посты и премию этот талантливый и харизматичный политик получил благодаря поддержки известных по именам ничем не примечательных и никак себя не проявивших «собратьев по ложе».

Франкмасоны: мифы и реальность

Леон Буржуа

Левые рабочие партии Европы бывальщины организациями неизмеримо более эффективными и гораздо более радикальными, нежели архаичные масонские общества, революционеры масонам не доверяли и к их деятельности относились с презрением. Так, в 1914 г. члены масонских лож, как недостаточно верные соратники, были исключены из рядов Итальянской социалистической партии.

Имеются сведения, что и некоторые члены партии большевиков ранее баловались масонскими ритуалами. В числе бывших масонов именуют С.П.Середу (нарком земледелия), И.И.Скворцова-Степанова (нарком финансов), А.В.Луначарского (нарком просвещения). Масоном был и председатель Петроградского ЧК В.И.Бокия. Но XI съезд РКП(б) выплеснул решение о несовместимости членства в партии с участием в масонских ложах. В этом же году IV конгресс III Интернационала, по настоянию Троцкого, Радека и Бухарина, осудил масонство как враждебную буржуазную организацию и огласил несовместимым членство в ложах со званием коммуниста.

Отношение к масонским организациям в фашистской Италии и нацистской Германии было не вполне последовательным и весьма разноречивым. С одной стороны, многие высокопоставленные деятели данных стран в свое время были членами разнообразных оккультных обществ. Многие популярные руководители III Рейха вышли из рядов возникшего в 1918 г. в Баварии “Общества Туле”. В числе активных членов этого общества бывальщины “отец геополитики” Карл Хаусхофер (который после прихода Гитлера к власти стал президентом Германской академии наук), Э.Рем, Р.Гесс, А.Розенберг.

Франкмасоны: мифы и реальность

Карл Хаусхофер, в этап работы в Мюнхенском университете, его ассистентом был Рудольф Гесс

Рядовым членом “Общества Туле” был и отставной капрал Адольф Шилькгрубер, немало известный как Гитлер. Герман Геринг не состоял в “Обществе Туле”, но прошел “школу” шведского тайного “Общества Эдельвейс”, патроном какого был граф Эрих фон Розен. Гитлер верил в гороскопы, Гиммлер – в переселение душ, искренне считая себя перевоплощением средневековых германских государей Генриха Птицелова (Х век) и Генриха Льва (XII век). СС он планировал превратить в некое подобие духовно-рыцарского Ордена.

С другой сторон, после прихода к воли Гитлера и Муссолини, масонские организации были запрещены в Германии, Италии, Испании, Венгрии и Португалии. Итальянским масонам не помогло даже обращение к Муссолини с лозунгом занять пост Великого магистра лож Италии. В оккупированной части Франции гестапо были арестованы около 7 тысяч масонов. Гиммлер ратифицировал, что “масонские руководители принимали участие в свержении каждого правительства”. Даже попытки возродить знаменитое общество Туле после прихода нацистов к воли были категорически пресечены. Одному из активных сторонников “возрождения” Ю.Рюттингеру было сообщено, что он лишен права занимать какие бы то ни было посты в нацистской партии “из-за принадлежности с марта 1912 г. по май 1921 г. к “германскому ордену”, что “отвечает основам отношения НСДАП к франкмасонству”. Гауляйтерам территорий Рейха было предписано держать антропософистов, теософов и астрологов в концлагерях – кроме тех из них, какие входили в ближайшее окружение руководителей III Рейха.

И, опять-таки, преследуя масонов, нацисты активно использовали их символы и знаки, такие, как свастика, “неживая голова”, а само нацистское приветствие “хайль” заимствовано ими у оккультного “ордена арманов” (древнегерманских жрецов). “Официальным” оккультным структурам III Рейха позволялось весьма многое. Трудно поверить, но в 1931 г. А.Розенберг направил некоего Отто Рана на поиски… Грааля. В 1937 г. по распоряжению Гиммлера в СС была инкорпорирована организация под названием Ahnenerbe (“Наследие предков”), в которой было создано 35 отделов. Был будет серьезный отдел генетических исследований, но были также учебно-исследовательский отдел народных легенд, сказок и саг, отделение исследований оккультных наук (изыскания в области парапсихологии, спиритизма, оккультизма), учебно-исследовательский отдел Центральной Азии и экспедиций. Последним отделом были организованы экспедиции в Тибет, Кафиристан, на острова Ла-Манша, в Румынию, Болгарию, Хорватию, Польшу, Грецию, Крым. Мишенью экспедиций были поиски останков “гигантов”, якобы являвшихся родоначальниками арийских народов. Особо следует выделить экспедиции в Тибет, какие продолжались до 1943 г. и стоили немецкой казне 2 миллиарда марок. Дело в том, что, согласно мистическим представлениям теософии, остатки старее расы гигантов, погибшей в результате природных катаклизмов, поселились в огромной системе пещер под Гималаями. Они разделились на две группы: одна вытекала “путём правой руки” – центр в Агарти, месте созерцания, скрытый город, храм непричастности к миру; иная – “путём левой руки – Шамбала, город насилия и мощи, чьи силы управляют стихиями, человеческими массами. Почиталось, что с Шамбалой можно заключить договор посредством клятв и жертв. По мнению некоторых исследователей, массовые убийства, совершённые нацистами, имели мишенью победить безразличие Шамбалы, привлечь внимание Сильных и получить их покровительство. Интересно, что крупнейшими спонсорами Ahnenerbe выступали фирмы «BMW» и «Daimler-Benz».

После II всемирный войны масоны восстановили свои ложи в Западной Европе. Самой известной масонской организацией современности являлась, безусловно, итальянская ложа “Пропаганда-2” (“П-2”), в состав какой входили крупные промышленники, министры, руководители армии, флота и разведки. Личо Джелли – Великий магистр этой ложи – именовал себя “наполовину Калиостро, наполовину Гарибальди”.

Франкмасоны: мифы и реальность

Личо Джелли

После случайного обнаружения списков членов “П-2” в мае 1981 г. правительство Италии было вырвано подать в отставку, а Личо Джелли бежал за границу. Интересно, что излишне доверчивое отношение к моральным ценностям масонов стоило существования президенту Чили Сальвадору Альенде: этот политик не придал значения сведениям о заговоре военных, т.к. не мог поверить, что состоящий с ним в одной ложе генерал Пиночет способен причинить зло своему “брату”.

Франкмасоны: мифы и реальность

Братья-масоны – Сальвадор Альенде и Аугусто Пиночет

Подводя итоги, вытекает сказать, что в распоряжении историков нет фактов, на основании которых можно было бы сделать выводы о том, что то или иное событие произошло необыкновенно благодаря воле некоего масонского центра. В то же время можно смело утверждать, что люди, принадлежность которых к масонам не возбуждает никаких сомнений, оказавшись у власти, всегда принимали решения и действовали исходя из интересов возглавляемой ими структуры, а не по указке своих “братьев” по ложе – в другом случае они просто не удержались бы на своем посту. История изобилует примерами неэффективности действий масонских организаций.

В ряде случаев члены одной и той же ложи являлись политическими противниками и даже собственными врагами, что исключало всякую возможность согласованных действий. Настоящие, а не вымышленные масоны, не только не обладали возможностью реально воздействовать на ход истории, но, как правило, не могли даже защитить жизнь и свободу своих, якобы, всемогущих Великих магистров, и в противостоянии масонов с волей неизменно побеждала власть. Тем не менее, в ряде случаев властям выгодно поддерживать существование масонской легенды, т.к. на происки внутренних неприятелей можно списать любые ошибки и промахи высшего руководства страны. Как именно (масонами, космополитами, троцкистами или красно-коричневыми) именуют в данном государстве мифических врагов законопослушных граждан, реформ, национальной сборной по футболу и т.д., не имеет никакого значения.

Ключ


Франкмасоны: мифы и реальность