Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В 1284 году, сквозь 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда удалились и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

Как легенда сделалась сказкой

Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и ненасытных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчишка, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана половине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой стихотворства. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем вселенной, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

А между тем факт исчезновения детей Гамельна не возбуждает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Гамельнский Крысолов, средневековая миниатюра

Что говорят документы

В городской хронике Гамельна, написанной в 1375 г., ничего не говорится о крысах, но сообщается вытекающее:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и исчезли».

О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:
«В году 1284-м, в День Иоанна и Павла 26 июня был Свистун в пёстрых платьях, кем 130 детей, в Гамельне рождённых, уведены и в горе потеряны».

Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем есть небольшой музей.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Гамельн, Дом Крысолова

В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:
«Молодой человек тридцати лет, прекрасный и нарядный, так что все, видевшие его, любовались его статью и одеждой, вошёл в город через мост и Везерские ворота. Тотчас же начал он повсюду в городе резаться на серебряной флейте удивительных очертаний. И все дети, слышавшие эти звуки, числом около 130, последовали за ним… Они исчезли – так, что никто никогда не смог заметить ни одного из них».

В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, какой запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, какое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн является рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и неумными жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

История города Гамельн

В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным серединой региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского альянса и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если веровать легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Гамельн в 1662 г.

В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не сделался столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к воли Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне тут казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не лишь не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» снимки бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения

Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не фантастический, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители после даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещено играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Гамельн, Маркеткирхе, современный витраж

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Современный витраж в университете Байлора

Мистическая составляющая в этой истории показалась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи увлекательна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими торговцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на базарах Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора надувательством заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском немало ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Базарную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и ослепительной одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть оригинальной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба здешней аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Потому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Приверженцы данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом ребята Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Авторы другой версии находят, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не загадочный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.

Высказано также гипотеза, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих полотнах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чашам.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Любекская пляска смерти, Мариенкирхе, 1463 год

То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, потрясшей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следственно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные попы позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, именуемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, одинешенек за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и мертвечины на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Иные считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком конвульсивном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от трепеты в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей плясать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли нездоровых были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Пляска святого Витта, фрагмент гравюры Хендрика Хондиуса, 1642 года

Но есть и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их кончины стал оползень в горах.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Catherine Greenaway, «Пестрый Дудочник». Флейтист на этой картине выглядит вполне мирно и весьма похож на детского аниматора из дорогого 5-звездочного отеля в Турции

Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на проблема о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, разом обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и ненасытные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, мастерский маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и надувательство, или притча о великой силе искусства?

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Гамельн, Фонтан Крысолова

Бизнес на высохших слезах

Современные жители Гамельна уже давным-давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Плитка с крысой на мостовой в Гамельне

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Карильон на «Свадебном доме» в Гамельне

Помимо прочих сувениров, тут можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в каком наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Флейтист-Крысолов, скульптура в Гамельне

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
Карнавал в Гамельне

Ключ

>