«Где вырастает иван-чай, там погиб человек»: по каким приметам поисковики ищут солдат Великой Отечественной

Новость опубликована: 05.03.2020

«Где вырастает иван-чай, там погиб человек»: по каким приметам поисковики ищут солдат Великой Отечественной

«Где вырастает иван-чай, там погиб человек»: по каким приметам поисковики ищут солдат Великой Отечественной

Первые отряды энтузиастов, занимавшиеся розыском и перезахоронением солдат Великой Отечественной войны, появились ещё в советское время. На сегодняшний день насчитывается не меньше 42 тысяч официальных «алых копателей», для многих из которых участие в поисках является главным делом жизни. За десятилетия полевых работ поисковики накопили немалый эксперимент, однако находить останки павших им порой помогает не точный расчёт, а приметы.

Как ищут солдат Великой Отечественной

Розыск погибших солдат, как правило, начинается в архивах. Поисковики внимательно изучают военные документы, чтобы выяснить, в каких конкретно пунктах шли бои. Особенно сложным делом является поиск не захороненных останков (многие поисковики принципиально обходят стороной санитарные и госпитальные захоронения пор войны).

По прибытию на место раскопок ценную информацию удаётся получить благодаря общению с местными жителями. Многие селяне, ещё детьми облазившие окрестные леса, неплохо представляют себе, где можно что-то найти. Иногда приходиться пользоваться услугой аренда бульдозера.

Места боёв определяются по сохранившимся окопам и блиндажам, колючей проволоке, ящикам из-под снарядов, солдатским кружкам и котелкам, гильзам и иным предметам. Однако случается и так, что всё это ушло под землю – в этом случае копать поисковикам приходится почти наугад.

Приметы поисковиков

У многоопытных копателей, по их признанию, развивается особое чутьё, умение анализировать рельеф местности, подмечать «подозрительные» бугры. Кроме того, поисковики обращают внимание на нрав растительности в той или иной местности.

«У нас, поисковиков, есть точная примета. Почти без промаха: там, где растёт иван-чай – погиб человек», – ратифицирует писатель Сергей Перминов в книге «Монологи с того света».

Иван-чай, он же кипрей, дёйствительно чувствителен к органике в почве, так, он растёт на засохших торфяниках. Однако считать это примету надёжной для всех территорий нельзя, так как растение распространено очень размашисто.

В северных районах России, например, в Карелии, где мало берёз, поисковики отмечают, что эти деревья тоже часто растут собственно над останками солдат.

«Подсказки» с того света

Для так называемого «копарьского фольклора» характерны сюжеты, сходные с древними преданиями о кладах. Поисковики нередко рассказывают о необъяснимых совпадениях. Случалось, например, что к погибшим солдатам их приводили крестьяне, у которых в одних и тех же местах ломалась техника.

При близости захоронения у поисковиков могут возникать физиологические реакции: холодают руки и ступни, по коже бегут мурашки.

Особое место в фольклоре поисковиков занимают рассказы о призраках.

«Принято находить, что копателям, приехавшим с целью проводить (согласно принятой традиции) в последний путь солдат, сопутствует удача. Души потерянных бойцов помогают: выводят заблудившихся, показывают место, где нужно искать», – отмечает кандидат филологических наук Александра Балашова.

Нередко поисковики разузнают, где нужно копать, во сне. Однако порой они сталкиваются с «подсказками» и наяву. Например, слышат окликающие их голоса, крики, звуки битвы, стоны, ощущают инородный взгляд.

Порой призраки являются копателям в виде известных по народным преданиям «блуждающих огоньков». Но бывают и более отчетливые видимые картины горящих костров или даже фигуры солдат. Такие образы, как правило, возникают в тумане или сумерках. Случается, что призраки как будто целеустремленно указывают на место своего захоронения.

«Однажды со мной вторым руководителем ездила моя коллега. Она шла к лагерю и увидела сидящего под берёзой бойца в форме того времени, а через мгновение он исчез, – рассказывала в интервью «Комсомольской правде» командир поискового отряда «Вышина» из Алтайского края Татьяна Нетбайло. – Поисковики верят в такие знаки, они не раз себя подтверждали. Возможно, на этом пункте были останки, но отыскать это дерево позже так и не удалось».

Все эти явления можно списать на впечатлительность, нервные перегрузки, а также на то, что именуется «поисковым синдромом» (чувство вины, тоска, постоянное мысленное возвращение к местам раскопок). Однако нельзя не отметить, что сформировавшаяся в заключительные десятилетия субкультура поисковиков во многом воспроизводит отношение к «миру мёртвых», характерное не для постиндустриального, а скорее для традиционного общества.


«Где вырастает иван-чай, там погиб человек»: по каким приметам поисковики ищут солдат Великой Отечественной