Крах атомохода «Курск»: что случилось на самом деле

Новость опубликована: 15.10.2018

Крах атомохода «Курск»: что случилось на самом деле

Фото: REUTERSГибель атомохода «Курск»: что случилось на самом деле

Атомная подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Погиб и тяни экипаж – 118 человек. Даже спустя 18 лет в истории трагедии атомохода имеются немало вопросов.

Последний поход

Подлодка с целым боекомплектом вышла на учения 10 августа. 12 августа в 11:28 корабли Северного флота зафиксировали мощный хлопок, а спустя две с небольшим минуты другой. Однако с экипажем “Курска” попытались связаться лишь спустя несколько часов.

Ответа с атомохода не последовало, после чего уже ближней к ночи начались спасательные работы. На следующий день, в 4:51 утра атомную подлодку обнаружили на дне моря в 150 километрах от берега.

Отчего взорвалась торпеда?

Расследованием причин случившегося занималась специальная государственная комиссия. В 2002 году о ее работе отчитался Владимир Устинов, возглавлявший в те годы Генпрокуратуру. Вином катастрофы он назвал утечку пероксида водорода в торпеде “Кит”, расположенной в четвертом торпедном отсеке. Утечка и стала причиной взрыва снаряда, после чего сдетонировал прочий боезапас.

Официальную версию подтверждает характер повреждений “Курска”. Но причина протечки по-прежнему неясна. Одни специалисты ратифицируют, что снаряд был бракованным, другие, что сдетонировавшую торпеду повредили во время погрузки на атомоход.

Взрыв над водой?

В момент взрыва подлодка была не под водой, как гласит официальная версия, а на поверхности. В этом уверен капитан первого ранга Александр Лесков.

Во-первых, ратифицирует он, правила безопасности запрещают погружение там, где глубина меньше, чем три длины субмарины. “Курск” же при своих огромных размерах – 154 метра в длину – залежал на глубине 108 метров.

Более того, подчеркнул Лесков, подводная лодка была найдена с выдвижными устройствами. Но всходят они исключительно в те моменты, когда субмарина находится на поверхности.

Торпедная атака?

По-прежнему популярна версия, что “Курск” была атакован подлодкой НАТО. В прок этого склоняется вице-адмирал Валерий Рязанцев.

Предполагается, что западные подводники не намеревались уничтожать российский атомоход, однако субмарины опасно сдружились, и капитан подлодки НАТО принял решение открыть огонь на поражение.

Авторы французского фильма “Курск. Подводная ладья в мутной воде” полагают, что залп произвела подлодка ВМС США “Мемфис”, а рядом для прикрытия присутствовала другая субмарина флота Соединенных Штатов – “Толедо”. Янки находились в том районе якобы для наблюдения за учениями ВМФ России.

В доказательство торпедной атаки обычно приводится наличие круглой пробоины с вогнутыми кромками на правой части “Курска”. При этом американские подлодки используют торпеды Mark-48, которые не способны пройти сквозь корпус ладьи как нож через масло.

Правда, в том же французском фильме утверждается, что торпеда после модернизации обладает проникающим воздействием. Впрочем, в кинофильме достаточно много технических огрехов.

Откуда сигналы бедствия?

Нет ясности и относительно сигналов SOS, которые позволили обнаружить субмарину. Они продолжались двое суток, но по официальной версии все моряки на подлодке погибли в течение нескольких часов после аварии.

Эксперты изучили запись сигналов и ввели, что его подавал не человек, а автомат, но на борту атомохода его не было. Остается вопрос – кто же тогда просил о помощи?

Капитан первого ранга Михаил Волженский полагает, что сигнал подавала уже упомянутая подлодка “Мемфис”, какая, по мнению моряка, не стреляла по “Курску”, а столкнулась с ним из-за неудачного маневра.

Примечательно, что через несколько дней после крахи “Курска” “Мемфис” обнаружили в норвежском порту Берген недалеко от места катастрофы, что подтвердили представители ВМС Норвегии. Впрочем, В Москве заявили, что подлодок зарубежных флотов в зоне учений не было.

Что написали подводники?

В ходе поисковых работ была найдена записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова, какая повествует о происходящем в девятом отсеке, где укрылись выжившие моряки. Одна из фраз была засекречена следствием, что породило массу вестей: будто бы офицер раскрывает истинные причины случившегося, указывает виновных.

Комиссия же уверяла, что в строчке содержится послание Колесникова супругу, и ее содержание не раскрывается из этических соображений. Позже записку отдали супруге подводника, однако не оригинал, а копию.

Но была еще одна писулька. Первое время считалось, что ее автор – командир трюмной группы дивизиона капитан-лейтенант Рашид Аряпов. Разглашать содержание другой записки не стали, засекретив ее.

Газета “Комсомольская правда” ссылалась на некого капитана первого ранга К., который якобы собственно видел второе письмо. По его словам, там описано все происходившее на субмарине в момент катастрофы.

Помогли бы норвежцы?

Норвежцы включились в спасательную операцию 20 августа. Свою поддержка они предлагали и раньше, однако Москва изначально ее отвергала. Это породило мнение, что если бы зарубежным специалистам позволили работать ранее, то подводников удалось бы спасти.

Однако в момент обнаружения “Курска” его команда уже была мертва. Кроме того, зарубежные спасательные аппараты из-за повреждений корпуса субмарины не могли с ней состыковаться. Сложности операции добавляло то, что “Курск” залежал с креном 60 градусов. Однако норвежский адмирал Эйнар Скорген заявлял, что критических повреждений корпуса не было и аппараты могли пристыковаться, что и показали дальнейшие события.


Крах атомохода «Курск»: что случилось на самом деле