Крах корейского «Боинга» в 1978 году: какие остались вопросы

Новость опубликована: 21.12.2019

Крах корейского «Боинга» в 1978 году: какие остались вопросы

Крах корейского «Боинга» в 1978 году: какие остались вопросы

Это был первый пассажирский самолет, сбитый над территорией СССР. Из 110 человек, бывших на борту «Боинга», погибли двое пассажиров. Официальная трактовка произошедшего советской стороной сильно разнилась с версиями западных экспертов и зарубежных СМИ.

Что случилось

Южнокорейский пассажирский «Боинг 707» с 97 пассажирами и 13 членами экипажа, вытекавший по маршруту Париж-Сеул, в ночь с 20 на 21 апреля 1978 года был сбит пилотом Су-15 431-го истребительного авиаполка Александром Босовым в небосводе над карельским озером Корпиярви в районе города Кемь (Кольский полуостров).

Согласно официальной версии, опубликованной 22 апреля в «Истине», южнокорейский самолет-нарушитель (главная газета СССР не указывала, что он был пассажирским) два часа находился в воздушном пространстве Советского Союза и на подаваемые отечественными системами ПВО команды не реагировал. Затем он «свершил посадку на озере». О факте расстрела «Боинга» Су-15 и жертвах в короткой заметке не было ни слова.

Имена погибших спустя 40 лет опубликовала «Новоиспеченная газета» – это были 36-летний кореец Тай Хай и 31-летний японец Йошитака Сугано (в «Боинге» летели представители четырех краёв – Южной Кореи, Франции, Японии и ФРГ).

Издание The New York Times сразу же после катастрофы сообщило, что пассажирский самолет сшибли советские ПВО и цитировали председателя Совмина СССР Алексей Косыгина, якобы утверждавшего, что «Боинг» сам потерпел крушение и повредил покрывало о лед карельского озера.

Пассажирский лайнер упал возле поселка Лоухи (Лоухскиий район Карелии). Пассажиров и экипаж вертолетами и автобусами доставляли в военный городок Подужемье, где был аэродром. Летчиков и штурмана разместили отдельно, на турбазе, пассажиров – в Доме офицеров. В железнодорожной больнице поселили родителей с махонькими детьми (11 человек). Кормили в основном рисом, варили из него плов. Пассажиры попросили бананов, им их достали.

Отчего Босов нажал на гашетку

По словам полковника запаса Александра Цыбы, в конце 70-х – начальника службы ракетного вооружения одной из дивизий ПВО, крушение над карельским озером случилась в том числе из-за сбоев в кодировке «свой-чужой»: находившийся в воздушном пространстве СССР «кореец» не отвечал на требования наземных систем ПВО, поэтому в воздух и были подняты Су-15. Летчиков по тревоге подняли еще в 9 вечера 20 апреля, на опознание незнакомого самолета с разных аэродромов отправили три экипажа истребителей. Александр Босов взлетал с Африканды (аэродром под Мурманском). Именно он первым при приближении разглядел нарушителя и принадлежность «Боинга». Было очевидно: аэроплан пассажирский.

По словам бывшего командира 57-го истребительного авиаполка подполковника Виталия Дымова, Босов подавал «Боингу» сигнал вытекать за ним, но лайнер не отреагировал, а затем взял курс на Финляндию. Как вспоминал тогдашний начальник особого отдела 5-й дивизии ПВО Владимир Полехин, «на верхотуре» решили самолет сбить как потенциального шпиона, долгое время находившегося над территорией СССР. Приказ на открытие огня на разгром Босову отдал командующий 21 корпусом ПВО генерал-майор Владимир Царьков.

До сих пор неясно, почему тепловая ракета Су-15 не попала в двигатель «Боинга» (лайнер тогда был был истреблён), а взрывом только оторвало часть крыла и осколками раздробило иллюминатор и фюзеляж. Командир лайнера Ким Чанг Кью в прошлом имел навыки пилотирования военных аэропланов и сумел с пике с высоты 9,5 тысяч метров удачно спланировать и посадить «Боинг» на заледеневшее озеро.

Последствия крушения

Как ратифицировал Владимир Полехин, присутствовавший на допросе командира и штурмана сбитого «Боинга 707», корейцы объясняли длительное нахождение пассажирского лайнера на посторонний территории тем, что сбились с курса вследствие отказа навигационного оборудования. Сотрудники КГБ им не верили. Полехин считает, что «Боинг» все же был не только и не столько пассажирским аэропланом – разведывательные задачи корейцы тоже ставили: в летной кабине при осмотре нашли мощную потайную радиостанцию. Возможно, иную аппаратуру лайнер успел сбросить до посадки.

По другой версии, найденная рация была вовсе не потайной, а запасной, а аэроплан на самом деле сбился с курса, и когда пилот понял это, увидев советские истребители, повернул на Финляндию.

И пассажиров, и пилотов из СССР послали в Америку (у Советского Союза с Южной Кореей не было дипломатических связей), откуда они разъехались по своим странам. Пилоты угоди домой на месяц позже. Их обвиняли в шпионаже, и, согласно официальному сообщению «Правды», «помиловали». Сами летчики продолжали ратифицировать, что сбились с курса.


Крах корейского «Боинга» в 1978 году: какие остались вопросы