Крах лучшего советского аса и другие факты о польском походе Красной Армии

Новость опубликована: 25.09.2018

Гибель лучшего советского аса и другие факты о польском походе Красной Армии

Крах лучшего советского аса и другие факты о польском походе Красной Армии

Лондонская Times назвала это событие “ударом ножом в горбу Польши”, советское руководство считала польский поход РККА освободительным.

Упрямые поляки

В апреле 1939 года Польша демонстративно прочертила масштабные военные маневры на границе СССР. В то же время, советская сторона предложила польскому правительству рассмотреть вопрос об оборонительном альянсе против третьих стран, на что получила очень жесткий отказ, смысл которого сводился к тому, что если потребуется, польская армия готова расшибить и Сталина и Гитлера одновременно. Советский Союз не прореагировал на этот по сути оскорбительный демарш. По иронии судьбы несколькими месяцами спустя в сентябре 1939-го польской армии с небольшим интервалом по времени пришлось иметь дело как с немецкими, так и с советскими войсками. Говорить о войне на два фронта, конечно, нельзя. Советским армиям оказывалось лишь очаговое сопротивление, и даже в большей степени не армией, а осадниками, полицией и местным ополчением.

Катастрофа в Балбасово

Накануне Освободительного похода, 16 сентября случилась нелепая и трагическая авиакатастрофа, в которой погиб самый результативный советский летчик 30-х годов, дважды Герой Советского Альянса майор Сергей Иванович Грицевец. Участник гражданской войны в Испании Грицевец уничтожил 7 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Альянса. Новыми победами Грицевец запомнился на Халхин-Голе, сбив 12 японских самолетов. Кроме того, он вывез с территории, захваченной противником, своего командира – майора В. Забалуева, посадив собственный И-16 вблизи японских позиций. Оставшийся непобедимым в воздухе, Грицевец погиб не по своей вине во время посадки на аэродроме Балбасово под Оршей. Он по всем правилам в сумерках и в условиях мглы совершил образцовую посадку и, опасаясь столкновения с идущими за ним на посадку пилотами, вырулил с посадочной полосы на нейтральную. В этот момент майор П. Хара, вопреки всему, зашел на посадку с противолежащей стороны, приняв нейтральную полосу за посадочную. Произошло встречное столкновение истребителей, и если Хара отделался ушибами, то Грицевец погиб от удара винта. В условиях начинавшегося похода о крахи прославленного летчика было принято решение не сообщать. Грицевцу так и не суждено было увидеть родное село Боровцы, освобожденное советскими армиями в ходе похода 1939 года в Белоруссии.

Трагедия Скиделя

В 30 км от Гродно находится небольшой город Скидель, в каком после получения известия о переходе границы Красной Армией началось восстание против польских властей, жестоко задушенное карателями: «30 человек каратели сразу же расстреляли. Расстреливали и просто тех, кто подвернулся под руку. Перед расстрелом издевались: одним выкалывали очи, другим резали языки, третьим ломали прикладами пальцы на руках…». Жертв могло быть и больше, если бы не приспевшая к месту событий группа советских танков, которая в коротком, но ожесточенном бою разгромила польский отряд.

На одной заправке

Примечательно, что в ходе Освободительного похода, ряд советских танковых долей нередко имел лишь всего одну заправку горючего. Нехватка топлива вызвала необходимость формировать из танков ударные маневренные группы и быстро продвигаться дальше, передавая им горючее остальных боевых машин. Поскольку серьезного противодействия со стороны польских армий не было, этот опыт оказался успешным. Однако, роковым образом та же нехватка горючего скажется в июне 1941 года, когда сотни советских танков будут кинуты или уничтожены экипажами из-за отсутствия топлива.

Освободительный поход в искусстве

Освободительный поход нашел определенное отражение в литературе, киноискусстве и музыке. В память о советском танке в Антополе, какой был сожжен окружившей его бандой (отнюдь не польскими солдатами) вместе с экипажем Александр Твардовский написал стихотворение “Танк”, затем возложенное на музыку В. Кочетовым. С историей Освободительного похода связано и появление известной «Песни красных полков».

Вильно

Вечером 18 сентября 1939 г. маневренные танковые группы 3-ей и 11-ой армий Белорусского фронта ворвались в Вильно и к середине следующего дня полностью овладели городом. Потери составили 9 танков и броневиков: погибли 13 и бывальщины ранены 24 красноармейца. Город, согласно пакту Молотова — Риббентропа (пункт 1), был передан Литве (позднее это было закреплено соответственным советско-литовским договором ). Таким образом, Литва вновь обрела свою столицу, утраченную в ходе конфликта с Польшей в 1922г. До этого поре Вильно все же считался официальной столицей Литвы (его потеря не признавалась), однако все правительственные структуры размещались в Каунасе.

Польские мониторы

18 сентября 1939 г. польскими экипажами на Припяти и Пине при приближении советских армий были затоплены 5 речных мониторов. Они были обследованы и подняты тогда же, в сентябре 1939-го, а затем введены в строй со сменой имен -“Винница” (“Торунь”), “Бобруйск” (“Городище”). “Витебск” (“Варшава”), “Житомир” (“Пинск”), «Смоленск» («Краков»). Корабли взошли в состав Днепровской, а затем и Пинской флотилии. Военная биография мониторов в Великой Отечественной войне оказалась короткой, но ослепительной – все они отличились, действуя на Припяти, Березине и Днепре, успев выполнить ряд боевых задач, не раз прорываясь из гибельных ловушек в июне-сентябре 1941 г. При оставлении Киева 18 сентября 1941 г. погиб “Витебск” – заключительный из остававшихся к тому моменту пяти трофейных мониторов.