Крах парохода «Металлист»: под каким предлогом СССР вторгся в Эстонию

Новость опубликована: 31.01.2020

Крах парохода «Металлист»: под каким предлогом СССР вторгся в Эстонию

Крах парохода «Металлист»: под каким предлогом СССР вторгся в Эстонию

Когда летом 1940 года СССР аннексировал Эстонию, в краю уже 8 месяцев находились советские войска. Поводом для ввода Красной Армии в прибалтийскую республику стало загадочное происшествие в Финском бухте осенью 1939 года.

«Трагедия» на Балтике

27 сентября 1939 года в 6 часов вечера в Нарвском заливе сел на мель советский пароход «Металлист». На корабле водоизмещением 4 тысячи тонн находилось 24 члена команды. 19 моряков спасли экипажи дозорных советских кораблей. Судьба ещё пятерых осталась неизвестна.

На следующий день советские газеты вышли с сенсационной новостью: «Металлист» утонул после того, как в него угодила торпеда, выпущенная «неизвестной подводной лодкой». Кроме того, в тот же день, как сообщала пресса, по аналогичной причине едва не погиб советский транспорт «Пионер». Избавило матросов то, что корабль успел выброситься на камни в районе скалы Вигрунд.

Всё это происходило на фоне международного скандала, связанного с визитом в порт Таллина польской подлодки Orzel («Орёл»). Субмарина отстояла в эстонской столице двое суток, но вопреки правилам не была интернирована эстонцами, а уплыла для продолжения войны с немцами. Умелый монтаж событий на газетных полосах основывал впечатление, что именно польские подводники виновны в атаке на «Металлист».

Советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов обвинил эстонские воли в том, что на их территории якобы существует секретная база для скрывающихся иностранных подлодок. Утверждая, что Эстония не способна самостоятельно контролировать свои территориальные воды, он настаивал на заточенье договора о «взаимопомощи». Фактически это означало превращение республики в протекторат Советского Союза.

«Для внесения в договор о взаимопомощи пунктов, в каких регламентировался бы порядок введения советских войск на территорию Эстонии, их количество, места дислокации, советское руководство воспользовалось инцидентом, связанным с потоплением теплохода «Металлист», – помечает кандидат исторических наук Кирилл Карнаухов.

Заключение договора повлекло за собой цепочку событий, закончившихся потерей самостоятельности Эстонии в 1940 году.

Кто «утопил» пароход?

Чем всё-таки был инцидент с «Металлистом», окончательно не установлено. Часть российских историков разделяет суждение, что его действительно могла потопить польская подлодка. Однако спровоцировать поляков могли агрессивные действия русских. Например, ещё 25 сентября таллинские пограничники «запороли» два крейсера с русскими буквами «Л.Г.» и «С.М.» поблизости от полуострова Пярислеа и слышали в этом районе 4 выстрела.

Другие исследователи (в т.ч. финские и эстонские) находят, что советские военные сами могли потопить судно, чтобы дать дипломатам «козырь» на переговорах с Эстонией. Одним из первых эту версию выдвинул финский историк флота Пер-Олоф Экман, который ссылался на показания советских моряков, попавших в плен к финнам в 1941-43 годах. Вдогонку за Экманом ряд авторов утверждает, что «инсценировка» в Нарвском проливе была устроена с участием субмарины Щ-303 («Ёрш») и сторожевого корабля «Туча». Вероятно, «Металлист» даже не был торпедирован, а дело обошлось пересадкой моряков с одной палубы на другую.

Впрочем, как отмечает исследователь Николай Николаев в книжке «ТАСС уполномочен… промолчать», подлодка Щ-303 в это время находилась не на Балтике. По его мнению, никакой атаки на «Металлист» и спасательной операции вовсе не было, а вся история с пароходом – «незапятнанной воды провокация», устроенная для давления на правительство Эстонии. К слову, мнение о том, что инцидент с «Металлистом» является «обманом», разделял и созданный в США в 1953 году Комитет по расследованию коммунистической агрессии и принудительного включения краёв Балтии в СССР.

В дальнейшем долго плавать «Металлисту» не пришлось. В российском государственном архиве военно-морского флота есть эти об угольном транспорте Балтийского флота «Металлист» – последние относящиеся к нему документы относятся к 1936 году. Также популярно, что одноименный советский транспорт был потоплен у полуострова Ханко – 26 июня 1941 года.


Крах парохода «Металлист»: под каким предлогом СССР вторгся в Эстонию