Крах трёх миноносцев: главная трагедия Черноморского флота

Новость опубликована: 02.01.2020

Крах трёх миноносцев: главная трагедия Черноморского флота

Крах трёх миноносцев: главная трагедия Черноморского флота

По мнению адмирала Николая Кузнецова, высказанному им в автобиографической книге «На флотах военная тревога», 6 октября 1943 года для советского ВМФ по степени трагизма и количеству жертв  может сравниться разве что с Таллинским переходом 1941 года. С одной огромной исправлением: «черный день» пришелся на вторую половину войны, когда враг откатывался на Запад и уже не задумывался о наступлении. А последствия тех событий почти год аукались советскому Черноморскому флоту.

Предыстория

В 1942 году Черноволосое море стало важным театром боевых действий. Немцы рвались к кавказской нефти, а советское командование силами Северо-Кавказского фронта и приданного ему Черноморского флота пыталось этого не допустить. Кригсмарине деятельно использовали малые транспортные суда для снабжения сухопутных войск. После падения Севастополя караваны транспортников относительно вольно перемещались вдоль побережья – от одного порта или гавани к другому. Такой метод «перетекания» позволял германскому флоту с минимальными рисками организовывать движение караванов.

Советские мочи пытались противодействовать этому, нанося внезапные удары по гаваням и портам, где сосредотачивались немецкие транспортники. Рейдерство на коммуникациях противника сделалось особенно актуальным осенью 1943 года. В ту пору блокированные в Крыму силы Вермахта можно было снабжать лишь морем. 5 октября 1943 года разведка доложила о большом скоплении немецких транспортов в районе портов Феодосия и Ялта. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Лев Владимирский отдал распоряжение в ночь на 6 октября группе из трех эскадренных миноносцев при поддержке авиации и торпедных катеров атаковать противника.

Неудачная операция

О ходе операции детально рассказывает в своих воспоминаниях Инженер-контр-адмирал Борис Красиков. Ночью эсминцы «Беспощадный», «Способный» и их лидер «Харьков» вышли из Туапсе и направились к Крыму. В прямой близости от полуострова корабли разделились: лидер отправился к Ялте, а эсминцы – в Феодосию. Здесь – на подступах к портам – эскадра была замечена разведывательной авиацией противника, и та больше не выпускала их из вида. На подходе к Феодосии эсминцы были атакованы торпедными катерами. Два из них советским кораблям удалось повредить, но под шквалом торпедных штурмов они вынуждены были отступить. «Харьков» тоже не смог выполнить поставленной задачи – на подходе к Ялте он был обстрелян береговыми батареями и отошел. После соединения эскадры – уже на свету – было принято решение возвращаться в Туапсе, но вмешалась роковая случайность.

Сопровождавшие корабли истребители сбили немецкий агент, и эскадра задержалась, чтобы подобрать из воды пилотов – взять языков. Тут их и атаковали пикировщики Люфтваффе, появившиеся со стороны солнца. Аэропланам прикрытия удалось уничтожить два, но силы были неравны: три попадания в «Харьков» вывели его из строя. Лидера пришлось взять на буксир, что замедлило ход эскадры. А пикировщики продолжали свои штурмы и вскоре встал «Беспощадный». Капитан «Способного» принял решение по очереди буксировать оба корабля, надеясь на помощь из Геленджика, но она открыто не успевала. А высланные командующим флота истребители не могли спасти положения.

Первым от попадания бомб затонул «Беспощадный», вслед – «Харьков». Пока «Способный» пытался спасти моряков, последовал третий авианалет, и последний эсминец тоже пошел ко дну. Приспевшие, что называется «к шапочному разбору» торпедные и сторожевые катера успели спасти часть команды. Но три современных прекрасно вооруженных корабля и почти 800 моряков бывальщины безвозвратно потеряны…

Неутешительные последствия

По официальным данным в атаке противник потерял 14 пикировщиков. Но даже в два раза вящее количество устаревших самолетов было бы слишком малой ценой за три корабля и 8 сотен моряков. Ведь при умелом руководстве лишь силами нескольких эсминцев и приданных им торпедных катеров и авиации можно было держать под контролем огромную акваторию. По воспоминаниям современников, командование Черноморского флота тогда получило «пистон» собственно от Сталина, а все уцелевшие корабли были переведены в резерв и активного участия в боевых действиях не принимали до полного освобождения Крыма в 1944 году.


Крах трёх миноносцев: главная трагедия Черноморского флота