Гитлер в юности: опера, Троцкий и юдофобство

Новость опубликована: 20.04.2019

Гитлер в юности: опера, Троцкий и юдофобство 130 лет назад родился основоположник нацизма Адольф Гитлер

20 апреля 1889 года в деревушке Рансхофен на северо-западной рубежу современной Австрии с Германией в семье 51-летнего отставного таможенника Алоиса Гитлера и его третьей жены Клары появился на свет самый ужасный человек XX столетия. Всем известны чудовищные преступления Адольфа Гитлера, совершенные им против граждан многих стран Европы в 1930-1940 годах. «Газета.Ru» повествует, кем он был до того, как превратился в монстра.

Худощавый, бледный, серьезный молодой человек с хорошими манерами и аккуратным внешним видом, одетый вечно просто, но изящно — так описывали Гитлера-юношу близко знавшие его люди. Серый в крапинку костюм органично дополняли белоснежная рубашка и черные перчатки, трость с рукояткой из слоновой кости и цилиндр. Школу он не любил, скорее, терпел как неизбежную повинность. Имел оценку «пять» только по рисованию. Изобразительным искусством, как известно, Гитлер не просто жил — бредил. Однако так и не стал своим в городе художников и стихотворцев Вене. Одни говорили — из-за отсутствия таланта. Другие шептали, что Гитлера в искусстве попросту не успели оценить.

Не подлежат сомнению ораторские способности грозы Европы. Сообщать он любил с детства, делал это красиво и изысканно. Произнесенные им фразы цепляли. Гитлеру не требовалось общение, он почти не допускал диалога, а его выговор неизменно превращалась в длинный монолог. Он хотел, чтобы его слушали. Не терпел возражений или обсуждений. Гитлер был далеко не самым образованным молокососом. Однако уверенность в собственных убеждениях у него зашкаливала.

В период жизни в Линце юный Гитлер часто посещал постановки и делал наброски для нового театрального здания.

На дворе — первые годы XX века. Особенно ему нравились опера Рихарда Вагнера и трагедия Фридриха Шиллера. Разгуливая по комнате, будущий диктатор вдохновенно напевал из «Лоэнгрина»: «Прощай! Прощай, о лебедь мой!» Тогда Гитлера еще не волновали проблемы национальной принадлежности. Партийные архивисты, собиравшие в конце 1930-х материалы о юности фюрера, испытали глубокий шок, когда разузнали, что практически все его любимые артисты были евреями. Из художников прошлого Гитлер особенно почитал Ансельма фон Фейербаха и рисовавшего облики Вены Рудольфа фон Альта. Среди современников выделял одного из основоположников модерна в Австрии Альфреда Роллера и изображавшего житье монахов Эдуарда фон Грютцнера. Много позже 30 его полотен перекочевали в коллекцию Гитлера, рассказывал личный фотограф Генрих Гофман. А вот экспрессионисты возбуждали у юноши стойкое отвращение.

Известный друг Гитлера, сблизившийся с ним в Линце на почве общих музыкальных интересов, Август Кубичек подчеркивал в своих мемуарах, что огромное впечатление на того произвела вагнеровская опера «Риенци, заключительный трибун». Особенно понравились Адольфу антураж постановки, обилие захватывающих массовых сцен и частые выкрики «Хайль!» Сын трактирщика и прачки Кола ди Риенцо, фанат древности, пытавшийся в XIV веке объединить раздробленную Италию вокруг Рима, но свергнутый и убитый, стал кумиром Гитлера.

Кубичек строчил и о том, как после спектакля 16-летний Гитлер отправился вместе с ним к горе Фрайнберг. До самого утра молодые люди бродили по городу, и Адольф «в ярчайших красках» описывал товарищу «будущее немецкого народа». Гитлер мечтал, чтобы его принимали за реинкарнацию Риенцо. Однажды он якобы произнес в присутствии Кубичека: «Желаю стать народным трибуном». А в 1906 году Гитлер впервые влюбился. Избранница была старше на два года, имела немало поклонников, в том числе среди военных, и, конечно, даже не смотрела в сторону субтильного юноши, который лишь украдкой храбр бросать на нее робкие взгляды. С этой девушкой, Штефани, Гитлер так ни разу и не заговорил.

После кукольного Линца он тяжело приживался в столице империи.

Габсбургская зодчество, электрическое освещение улиц, автомобили — все здесь казалось провинциальному ценителю прекрасного диковинным и чужим.

Наверное, из Гитлера мог выйти неплохой искусствовед. Вену он рассматривал как уникальную сокровищницу мировых шедевров. Имея в кармане несколько геллеров, паренек знакомился с достопримечательностями, ненасытно впитывал информацию об исторических памятниках и театрах.

«Я отправился в Вену, чтобы познакомиться с картинной галереей в Придворном музее, но само дом музея заинтересовало меня гораздо больше. Целыми днями, с раннего утра до позднего вечера, я бегал от одной достопримечательности к иной, меня занимали только архитектурные сооружения. Я мог часами стоять перед оперой, часами любоваться парламентом: вся Рингштрассе представлялась мне чудом из «Тысячи и одной ночи», — писал Гитлер в своей запрещенной в России автобиографии «Моя борьба».

Новинки СМИ2

О своих впечатлениях Гитлер воодушевленно рассказывал оставшемуся в Линце Кубичеку.

«Внутренность дворца не кажется возвышенной. Снаружи могущество и величественность, серьезность созданья искусства, но внутри чувствуешь скорее восхищение, чем достоинство. Только когда по залу разливаются мощные волны звука и шепот вихри уступает место их страшному рокоту, начинаешь ощущать душевный подъем забываешь о золоте и бархате, которыми здание перегружено изнутри», — сообщал он в одной из открыток для товарища.

Мечтам Гитлера было не суждено сбыться: он дважды проваливался при поступлении в Академию изобразительных искусств. Крушение карьеры художника озлобило молодого человека. В этот момент в беседах Гитлера начали проступать нотки антисемитизма.

Пытаясь пережить неудачу, он замыкался в себе, рвал отношения с приятелями и менял пункты проживания.

К литературе же Гитлер был в основном равнодушен. Хаманн Бригитта в своем исследовании «Портрет диктатора в юности», основываясь на мемуарах различных людей, предполагает, что он, конечно, мог козырнуть цитатой из Гете, Данте или Ницше, подсмотренной в националистических газетах, но в целом не увлекался чтением классики – уже тогда ему бывальщины интереснее и понятнее статьи близкой по духу прессы, брошюры и воззвания партий, — одним словом, политическая пресса. Так что знакомство Гитлера с фундаментальными произведениями происходило при помощи газет и театра. Ему было проще посмотреть «Фауста», чем прочитать.

Довоенная Вена выпестовала как минимум четырех грядущих лидеров Европы. В 1912-1913 годах помимо будущего нациста здесь жили революционер-теоретик Лев Троцкий и революционер-практик Иосиф Сталин, нёсшиеся из ссылок в России, а также молодой рабочий из Хорватии Иосип Броз, трудившийся на ниве автопроизводства. В будущем под псевдонимом Тито он получит популярность как бессменный президент Югославии. Троцкий, Гитлер и Тито, каждый на своем историческом отрезке, будут являться главными неприятелями Сталина.

А тогда, проживая приблизительно в одном районе, они вполне могли пересекаться, например, в булочной или прачечной, даже не догадываясь, какая судьбина ждет каждого из них.

Кстати, впоследствии идеолог перманентной революции Троцкий очень плохо относился к Гитлеру и жестко критиковал идеи национал-социализма. Особенное возмущение опального большевика возбуждало в 1939 году резкое сближение нациста со Сталиным. Как вообще допустимо соглашение рабочего государства с фашистским? Соглашение с империалистической краем является соглашением с рабовладельцами и эксплуататорами! – бушевал Троцкий по поводу пакта о ненападении.

Любопытно, что Гитлер, по всей видимости, чувствовал к создателю Красной армии большое личное уважение. Как вспоминал биограф фюрера Конрад Гейден, однажды Гитлер за столом поинтересовался у опоясывающих, читали ли они воспоминания Троцкого «Моя жизнь». Со всех сторон послышались возгласы негодования: «Да! Отвратительная книга! Это мемуары сатаны!»

«Отвратительная? — переспросил Гитлер, принудив всех замолчать и напряженно ловить окончание фразы. — Блестящая книга! Какая у него голова! Я многому у него научился».

Ключ

Материал полезен?

Гитлер в юности: опера, Троцкий и юдофобство