Радушный гетеризм: зачем русские крестьяне оставляли с гостями своих жен
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Радушный гетеризм: зачем русские крестьяне оставляли с гостями своих жен

Радушный гетеризм: зачем русские крестьяне оставляли с гостями своих жен

Явление, когда хозяин дома в знак особого благосклонности к визитёрам предлагает им в качестве подарка провести ночь любви с собственной женой или дочерью, в этнографии получило название радушный гетеризм.

Данный обычай по сей день существует у народов сохранивших традиционно-племенной образ жизни, но на разных этапах исторического развития был присущ почти всем ныне цивилизованным нациям.

Истоки радушного гетеризма

Историки, изучающие вопрос гостеприимного гетеризма в русских деревнях, отмечают, что данный обряд славяне могли перенять у скифов, какие в летописях XVII века, упоминаются как родоначальники русского этноса.

О наличии в их культуре сексуального подношения незнакомым посетителям указывал греческий путешественник и историк Приск Панийский, который написал в V веке рукопись «Византийская история и деяния Аттилы в восьми книжках». В этом труде он зафиксировал, что гостя в скифской деревушке получил от царствовавшей в ней женщины не только щедрые кушанья, но и нескольких раскрасавиц для соития.

Выражая подобным образом уважение, они, по суждению французского исследователя Арнольда ван Геннепа налаживали более тесную связь с чужестранцами. В издании «Обряды перехода» он сопоставил гостеприимный гетеризм с совместной трапезой, когда хозяин делит с пришлым человеком один кусок хлеба.

В свою очередность исследователи Д. Раевский и В. Петрухин в работе «Очерках истории народов России в древности и раннем Средневековье» заостряют внимание читателей, что номады авары, останавливаясь на зиму в селениях славян, забирали в наложницы дочерей и жён, местных мужчин.

Хлебосольство русских

На страницах многотомной «Истории страны Российского», принадлежащей перу Николая Карамзина нашли отражения не только военные баталии и преобразования правителей, но и культурно-бытовой уклад русской жития с присущим ей гостеприимством.

Повествуя о нём, он писал, что любой странник представлял собой некую священную личность, которую с отрадой встречали, потчевали и берегли. Более того славянину, по традиции было рекомендовано, покидая дом оставлять отворённой дверь и накрытым стол, чтобы пилигрим, утомившийся от дороги, мог найти в нём и кров, и пищу.

А уже историк В. Безгин в своей монографии «Русская деревня конца XIX – начала XX века: грани крестьянской девиантности» повествует о такой стороне русского хлебосольства, как гостеприимный гетеризм.

Отмечая, его локальный характер он опирается на исследования С. Шашкова, писавшего, что в нордовых областях России хозяин, сдавая внаймы жилище, «предлагает жильцу свою супругу или дочь, увеличивая, разумеется, при этом квартирную плату».

Аналогичный обыкновение практиковался в некоторых селениях Болховского уезда (Орловская область), где приезжим купцам, старостам, судьям и иным должностным ликам мужики предлагали скрасить досуг интимными встречами с собственными жёнами и даже невестками, чьи мужья были в отъезде. Зачастую за эту услугу гости расплачивались денежками, которые главы семей тратили на семейные нужды.

Меркантильностью и свободонравием отличались представители сильного пола деревенек Мешково и Коневка, добровольно отправлявшие своих супруг на сердечные утехи к богатым соседям или приказчику, чтобы те своим телом заработали немного деньжат или хотя бы принесли с собой хлеб да табак.

Но если быть буквальными в формулировках, эти примеры больше подходят под определение гостеприимной проституции, поскольку женщины предоставлялись посетителям за определённую плату, а не в знак почтения.

Радушная проституция

Гостеприимная проституция часто практиковалась в России во времена существования крепостного права, когда имевшие полную воля над крестьянами помещики, приглашали в гости соседей и прилагали в комплект к угощениям дворовых девиц, готовых исполнить любое жажда господина.

Дипломат из Швеции Петрей, странствуя по России XVII века в своих путевых заметках отмечал, что некоторые обнищавшие представители знати и горожане, когда у них заканчивались оружия к существованию, «бродят по всем закоулкам и смотрят, не найдется ли каких-нибудь богатых молодчиков и, предлагая им для блуда своих жен, берут с них по 2—3 талера, глядя по красоте и миловидности жены. Муж все время ходит за дверью и сторожит, чтобы никто не помешал им».

В это же время с обличительным словом к служивым обращался патриарх Филарет, призывавший их отказаться от практики закладывать своих жён товарищам, какие вместо взимания процентов могли воспользоваться интимными услугами своих заложниц.

А прозаик Александр Радищев в прославленном творении «Странствие из Петербурга в Москву» описывал случай, когда странник, договорившись о постое, вечером отправлялся в баню, где его уже поджидала хозяйка или её дочь, а порой её соседка или свойственница, которые «… совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огонь, и он препровождает тут ночь, теряя денежки, здравие и драгоценное на путешествие время».

>