Группа Ровеля: чем занималась самая засекреченная авиачасть Люфтваффе

Новость опубликована: 29.12.2019

Группа Ровеля: чем занималась самая засекреченная авиачасть Люфтваффе

Группа Ровеля: чем занималась самая засекреченная авиачасть Люфтваффе

Агентурной авиации в вермахте уделяли огромное значение. Достаточно привести такой пример: для нападения на СССР было выделено 1324 бомбовоза и штурмовика, 973 истребителя и 730 разведчиков. Тогда как в западных приграничных округах СССР было сосредоточено к 1 июня 1941 года 4351 бомбовозов и штурмовиков, 4876 истребителей и 716 разведчиков. Пропорции говорят сами за себя.

Затраты на создание разведывательной авиации в Германии вполне себя обелили, ибо информация на войне — тоже оружие. А крылатые разведчики Люфтваффе поставляли своему командованию много ценных данных, в том числе и стратегического смыслы. Поиском стратегической информации занималась дальняя разведывательная авиация. Среди дальних разведчиков настоящей элитой была группа Ровеля, официальное наименование которой Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der Luftwaffe (Aufkl.Gr.Ob.d.L.), можно перевести как «Разведывательная группа главного командования ВВС».

Именно они промышляли важнейшие данные о противнике, в том числе и потенциальном. Причём начали свою работу пилоты Ровеля ещё задолго до возникновения Люфтваффе.

Начин пути

Деятельность группы Ровеля была всегда покрыта плотной завесой секретности.

И хотя сейчас о ней рассказано во немало трудах: «Самолёты-призраки Третьего Рейха» М. Зефирова, и Н. Баженова, «Всевидящее око фюрера. Дальняя разведка Люфтваффе на Восточном фронте. 1941—1943» Д. Дёгтева и Д. Зубова, «Крылатые предвестники брани» М. Тимина, а также в работах иностранных авторов, на многие вопросы по группе Ровеля до сих пор нет ответа. И, скорее всего, уже никогда не будет.

До сих пор нет понимания, отчего пилот компании «Ганза» (Hansa Luftbild) Теодор Ровель в начале 30-х годов занялся фотосъёмкой приграничных территории Польши, Франции и иных стран. Считается, что делал он это то ли по своей инициативе, то ли случайно снял важные военные объекты.

Возможно, простым совпадением было и то, что исполнительным директором компании «Люфтганза» (куда входила «Ганза Люфтфилд») был Эрхард Мильх, грядущий генерал-фельдмаршал Люфтваффе.

Во всяком случае, в Германии нашлось кому оценить инициативы Ровеля. Особенно после прихода к воли нацистов.

Под руководством Ровеля была создана специальная группа, которая использовала различные гражданские самолёты, специально оборудованные для фотосъёмки.

Во другой половине 30-х годов группа провела фотосъёмку различных объектов на территории многих европейских стран: Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Чехословакии и СССР. Агенты работали под «крышей» компании «Люфтганза», используя для съёмок рейсы обычных гражданских авиалиний. Иногда самолёты «случайно» сбивались с линии и пролетали над интересующими районами. Если поблизости гражданских трасс не было, то полеты проводились в рамках освоение новых вероятных маршрутов. «Люфтганза» имела одну из самых разветвлённых сетей во всем мире, чем и воспользовалась немецкая разведка.

Вторая Всемирная война

При подготовке к Второй Мировой войне в начале 1939 года группу Ровеля развернули в специальную разведывательную группу —Aufkl.Gr.Ob.d.L., в составе трёх, запоздалее четырёх эскадрилий. Интересно, что, хотя группа подчинялась командованию Люфтваффе, главным её «работодателем» была военная разведка — Абвер.

На вооружение группы поступали самые нынешние и совершенные образцы дальних разведчиков. На самолётах устанавливалось самое совершенное фотооборудование фирмы «Цейс», новейшие навигационные и радиолокационные системы.

Ставку мастерили на высоту и скорость. Дальние разведчики действовали по одиночке, углублялись на территорию противника на предельной высоте, в случае если вражьи перехватчики пытались их достать, уходили на максимальной скорости.

В ходе войны постоянно шла борьба между конструкторами разных краёв: одни пытались создать все более скоростные и высотные разведчики, другие — всё более высотные и вооружённые истребители-перехватчики.

В ходе Битвы за Англию у пилотов группы Ровеля показалась ещё одна функция — они стали забрасывать в тыл разведчиков и диверсантов.

На Восточном фронте

Разведку территории СССР пилоты Ровеля вели ещё в самом начине своей деятельности. Уже тогда была проведена съёмка Кронштадта, пограничных районов, Черноморского побережья.

Когда же началась реализация плана «Барбаросса», группа Ровеля взялась за советскую территорию всерьёз. В течение пяти первых месяцев 1941 года немецкие самолеты регулярно проникали на советскую территорию, в посредственном по три раза в сутки. Часто их просто не обнаруживали, но если и видели, то не сбивали, а пытались посадить. Это было крайне сложной задачей, так как большинство советских истребителей не могло возвыситься на такую высоту и догнать немецкий разведчик. Чаще всего попытка перехвата кончалась трагически для советских лётчиков — аэропланы теряли управление, сваливались в штопор, пилоты теряли сознание, обмораживали лица и руки.

Лишь один раз 15-го апреля советским пилотам удалось посадить высотный разведчик Ju.86P из группы Ровеля, шедший на малой высоте из-за неисправности двигателя.

Немецкие аэропланы взлетали с аэродромов в Польше, Румынии, Восточной Пруссии, Норвегии и углублялись на советскую территорию на 1300 км. В результате работы группы немецкое командование получило панорамные снимки всей советской приграничной территории на глубину 250-300 км с директивой военных объектов и дислокации войск. Так же была сделана съёмка всех крупных промышленных зон, военно-морских баз, транспортных узлов, вплоть до нефтеносных зон Баку.

Важность подобной информации трудно переоценить.

После начала войны с СССР группа Ровеля продолжила свою труд с новой силой. Вермахт имел мощную дальнеразведовательную авиацию (которой совсем не было в Красной армии), что позволяло получать информацию о перебросках армий в глубоком тылу, строительстве оборонительных сооружений и т.п. Но этим занимались обычные группы дальней разведки.

Пилоты Ровеля выполняли задания персоной важности, совершая полеты на большие расстояния. В 1942 году действия немецких разведчиков достигали Поволжья, Урала, Кавказа. Причём многие из этих полётов даже не фиксировались советской ПВО. Агенты шли к цели на высоте 10-11 тыс. метров, над целью снижались, фотографировали и снова уходили ввысь. Если советские истребители и успевали возвыситься и набрать высоту, то чаще всего могли идти только на таран. Что,как правило, и делали — подавляющее большинство самолётов Ровеля было сшиблено именно тараном.

К концу 1942 года ситуация на фронте и в тылу вермахта стала меняться. Немецкому командованию уже не увлекателен был глубокий советский тыл. А в самой Германии достигла апогея борьба между Абвером и СД.

Всё это вместе привело к тому, что в январе 1943 года особая группа была переформирована в 100-ю группу далекой разведки (Aufkl.Gr.100). Которая уже не имела особого статуса и ничем не отличалась от всех других авиагрупп. Так закончилась история одного из самых негласных подразделений авиации Третьего рейха.


Группа Ровеля: чем занималась самая засекреченная авиачасть Люфтваффе