«Империя себя изжила»

Новость опубликована: 29.05.2019

«Империя себя изжила»

Кому подражала Россия и отчего Москва так и не стала Третьим Римом

Откуда у нас появилась традиция противопоставления Западу? Что Русь взяла у Константинополя, помимо куполов на святилищах, православия и древнеболгарского языка? Почему Москва постоянно подражала Византии, но так и не стала Третьим Римом? Зачем византийские императоры выпустили бороды? В каком регионе нынешней России сохранялся последний осколок Византии? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов.

Юстинианова чума

«Лента.ру»: Популярно, что термин «Византия» придумали европейские историки в эпоху Возрождения, а сами византийцы называли себя ромеями — то есть римлянами. Но была ли Византия природным продолжением Древнего Рима, сохранившегося еще на тысячу лет?

Андрей Виноградов: Специалист по античности Елена Федорова в своей книге образно строчила, что жители Рима, проснувшись поутру, еще не догадывались, что уже наступило Средневековье. О том, где заканчивается Рим и начинается Византия, историки спорят давно. Есть большой разброс датировок — от Миланского эдикта 313 года, когда христианство стало дозволенной религией в империи, до кончины василевса Ираклия в 641 году, когда Византия потеряла огромные территории на Востоке. К тому времени случилась не лишь трансформация титула правителя и изменения в его внешнем облике (отныне в подражание персидским Сасанидам византийские императоры стали ходить длинные бороды), но и замена латыни греческим языком в официальном делопроизводстве.

Поэтому большинство историков этот период (с основы IV века до середины VII века), называют ранневизантийской эпохой, хотя есть и такие, кто считают то время продолжением римской древности. Конечно, трансформация Римской империи с нарастанием непосредственно византийских признаков (христианство в качестве государственной религии, отказ от латыни, переход от счета годов по консулам на эру от сотворения вселенной, ношение бороды как признак перехода на восточный вариант репрезентации власти) происходила постепенно. Например, константинопольский патриарх в коронования византийского императора стал участвовать только с середины V века. Это был очень важный момент, потому что отныне император получал воля не только от сената и войска, как было раньше, но и от Бога.

Именно тогда появилась идея симфонии — согласия государственной и духовной власти, позаимствованной Россией от Византии?

Она появилась спустя столетие — при Юстиниане I, когда коронация стала происходить в только что выстроенном соборе Святой Софии. Но источником права по-прежнему оставались законы двенадцати таблиц и мнения римских юристов. Их Юстиниан кодифицировал, и лишь новое законодательство (Новеллы) перевел на греческий язык.

Конечно, Византия стала естественным продолжением Древнего Рима, желая и своеобразным. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями — Аркадием и Гонорием, обе ее части сделались развиваться разными путями. То, что мы теперь называем Византией — это трансформация Восточной Римской империи, в то время как Западная Римская империя деградировала и пропала под натиском варваров в 476 году.

«Империя себя изжила»

Падение Рима в 476 году

Иллюстрация: гравюра XIX века

Но через несколько десятилетий императору Юстиниану удалось отколоть у варваров территорию современной Италии вместе с Римом, часть Испании и южное побережье Средиземного моря. Почему византийцам так и не удалось там закрепиться?

Во-первых, это указывает, что к тому времени пути Запада и Востока Римской империи разошлись окончательно. Восточная Римская империя постепенно переходила на греческие традиции не лишь в культуре, но и в системе управления. На Западе главенствующая роль осталась за латынью. Это стало одним из первых проявлений нараставшего культурно-цивилизационного отчуждения между различными частями некогда единого государства.

Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя более успешно противостояла напору варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Востоке империя смогла выстоять, в отличие от Заката. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Запад от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришагавшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с местным римским населением, и для них византийцы считались чужаками.

В-третьих, непрерывные брани против варваров на Западе и против Персии на Востоке сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это пора она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после которой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По кое-каким подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.

«Темные века»

Именно поэтому столетием позднее, во пора арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

По этой вину тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог победить религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали обитатели восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.

Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут помешивать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с какими византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.

Собор Святой Софии, выстроенный при императоре Юстиниане I

Фото: Globallookpress.com

Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?

Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Так, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к приметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало ужас и ужас у его жителей, ожидавших конца света.

Безусловно, климатический пессимум вкупе с сокращением экономической базы империи из-за утраты многих восточных провинций сильно ее ослабил. Когда под натиском арабов Константинополь утратил контроль над Египтом, издавна снабжавшим его хлебом, это сделалось для Византии подлинной катастрофой. Когда все подобные факторы совпали, Восточная Римская империя на два столетия погрузилась в «темные столетия».

Историк Андрей Андреев говорил, что европейская юриспруденция основывается на дигестах Юстиниана, найденных в Италии в XI веке. Вы рассказывали, что накануне этого в Византии бывальщины «темные века», после которых византийское законодательство включило в себя многие нормы варварского права. «Темные столетия» в истории Византии — это что?

Термин заимствован в историю Византии из западной культурной традиции, где «темными веками» именовался период поре от падения Западной Римской империи в конце V века до «Каролингского возрождения» в конце VIII века. В Восточной Римской империи «беспросветные века» отсчитывались от арабских завоеваний VII века и аваро-славянского нашествия на Балканы. Эта эпоха закончилась в середине IX века, что совпало с крышкой византийского иконоборчества, а потом и утверждением Македонской династии.

Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя немало успешно противостояла натиску варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Восходе империя смогла выстоять, в отличие от Запада. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Закат от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришедшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с здешним римским населением, и для них византийцы считались чужаками.

В-третьих, непрерывные войны против варваров на Западе и против Персии на Восходе сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это время она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после какой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По некоторым подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.

«Темные столетия»

Именно поэтому столетием позднее, во время арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

По этой вину тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог победить религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали обитатели восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.

Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут помешивать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с какими византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.

Собор Святой Софии, выстроенный при императоре Юстиниане I

Фото: Globallookpress.com

Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?

Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Так, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к приметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало ужас и ужас у его жителей, ожидавших конца света.

Безусловно, климатический пессимум вкупе с сокращением экономической базы империи из-за утраты многих восточных провинций сильно ее ослабил. Когда под натиском арабов Константинополь утратил контроль над Египтом, издавна снабжавшим его хлебом, это сделалось для Византии подлинной катастрофой. Когда все подобные факторы совпали, Восточная Римская империя на два столетия погрузилась в «темные столетия».

Историк Андрей Андреев говорил, что европейская юриспруденция основывается на дигестах Юстиниана, найденных в Италии в XI веке. Вы рассказывали, что накануне этого в Византии бывальщины «темные века», после которых византийское законодательство включило в себя многие нормы варварского права. «Темные столетия» в истории Византии — это что?

Термин заимствован в историю Византии из западной культурной традиции, где «темными веками» именовался период поре от падения Западной Римской империи в конце V века до «Каролингского возрождения» в конце VIII века. В Восточной Римской империи «беспросветные века» отсчитывались от арабских завоеваний VII века и аваро-славянского нашествия на Балканы. Эта эпоха закончилась в середине IX века, что совпало с крышкой византийского иконоборчества, а потом и утверждением Македонской династии.

В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное воздействие, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы — Москва и Великое княжество Литовское. Когда киевский митрополит переехал вначале во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали — то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом препирательстве становились на сторону Москвы.

Но тут главное другое — если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями взошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и разошлась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.

«Неправда Запада»

Отсюда и царский титул у Ивана Грозного?

Да, а также стремление поставить в Москве собственного патриарха. Дело в том, что Константинополь находил себя одновременно и Новым Римом, и Новым Иерусалимом. Именно там были сосредоточены все главные реликвии империи — Животворящий крест, терновый венец Христа и многие иные святыни, увезенные в Европу крестоносцами после взятия города в 1204 году. Позднее Москва подражала и Константинополю как Новоиспеченному Риму (отсюда «город на семи холмах»), и Иерусалиму. Иными словами, Константинополь был средоточием многих римско-языческих и восточнохристианских традиций и церемониалов, воспринятых Москвой именно в византийском виде.

Вы сказали про взятие и разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году. Историк Александр Назаренко находит, что именно этот момент стал точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей, после чего и завязалось «культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока». Еще я читал, что именно с этого события восходит традиция антизападной пропаганды на Руси, какую здесь вели византийские церковники. Но стало ли оно началом заката некогда могущественной империи?

В политическом отношении 1204 год сделался полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь подлинно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на схизму1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские странники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).

«Империя себя изжила»

Взятие Константинополя крестоносцами

Фрагмент полотна Эжена Делакруа / Wikipedia

Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие сделалось катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название Николы Вешнего. Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не немного болезненно, чем в самой Византии.

Во-первых, традиции антилатинской дискуссии древнее событий 1204 года. Богословское осмысление «неправды Заката» началось сперва в Византии, а потом и на Руси, примерно с Фотиевого раскола IX века. Во-вторых, на это накладывалось формирование древнерусской идентичности — подобные процессы вечно идут через отталкивание от Другого.

В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо мощнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, какой ради собственного выживания заключал с Ватиканом Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года.

На ваш взор, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была осуждена?

Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до половины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в битве при Анкаре в 1402 году. Что прикасается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился разгромом европейских рыцарей в битве при Варне в 1444 году.

Крымский осколок Византии

Сейчас у нас иногда любят говорить, что Закат постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.

Если речь идет о событиях XV века, то это совсем не так. Византийцы достоверно так же пытались обмануть латинян — про их коварство хорошо знали не только на Западе. У нас на Руси еще в начале XII века летописец писал, что «греки лукавы суть». Из воспоминаний Сильвестра Сиропула видать, что во Флоренции византийцы совершенно не желали подписывать унию, но у них просто не оставалось другого выхода.

Если говорить про турок, то к половине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во пора осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми — к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошедшего.

Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?

Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году убранству с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории Феодоро. Большинство сохранившихся источников о нем — это генуэзские нотариальные документы и послания. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем Иисуса Христа), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей Трапезундской империи. Так Феодоро пыталось лавировать между мощными мочами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.

Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?

Он был очень пестрым, потому что Крым вылит на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые различные народы — скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI столетия, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались — если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.

Как вы полагаете, Османская империя сделалась в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?

О полном подражании Османской империи Византии сообщать нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах — например, турецкий султан считался халифом всех магометан. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.

«Империя себя изжила»

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Фрагмент полотна Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia

К тому же до этого турки-османы захватили в Малой Азии государство турок-сельджуков — Румский султанат. Но что означает слово «Рум»?

Искаженное наименование Рима?

Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе воли Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от нынешней Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немножко похожи друг на друга.

А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она Третьим Римом, о чем как-то писал старец Филофей?

Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Навыворот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия сделалась крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.

После падения Константинополя в 1453 году эта традиция решительно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может притязать на статус преемника Рима и Константинополя.

 

Материал полезен?

«Империя себя изжила»