Инцидент в Туле: как США утеряли термоядерные бомбы

Новость опубликована: 23.01.2018

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Бомбовоз B-52

Полвека назад США потеряли в Гренландии B-52 с четырьмя термоядерными бомбами. Почему он там оказался, как это повлияло на отношения Дании и США и каковы последствия крушения, повествует «Газета.Ru».

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Нужны ли России госкорпорации?

Читайте также

  • Эффективность госкорпораций

  • Робо-трактор доехал до главного приза

  • «Бог из машины» помогает человеку

  • Существуйте с удовольствием!

В 1960-е годы Стратегическое командование ВВС США проводило операцию «Хромированный купол». Бомбардировщики В-52 с термоядерным оружием на борту пускались в патруль, готовые по сигналу атаковать цели на территории СССР. Также с конца 1960 года бомбардировщики следили за радиолокационной станцией на авиабазе Туле на норде Гренландии. Гренландия имела настолько важное стратегическое значение, что США даже пытались выкупить остров у Дании. Сделка не состоялась, но Дания, будучи союзником США, позволила американским военным править воздушной базой Туле. Тем не менее, с 1957 года Дания была объявлена безъядерной зоной.

База Туле была ключевым компонентом системы раннего предупреждения о ракетном ударе. В случае нарушения связи со станцией наблюдение за ней надлежит было позволить оперативно получить информацию о том, не была ли потеря связи результатом атаки со стороны СССР.

Реклама

С 1967 года наблюдение за базой осталось один-единственным заданием, причиной тому стало столкновение бомбардировщика с самолетом-топливозаправщиком над Испанией. Катастрофа привела к гибели семерых человек, кроме того, бывальщины потеряны четыре термоядерные бомбы. Две из них, упавшие неподалеку от города Паломарес, разрушились, вызвав радиационное загрязнение местности. На розыски еще одной бомбы, упавшей в море, ушло два месяца. События вызвали дипломатический кризис, полеты бомбардировщиков США с термоядерными бомбами над Европой и Средиземноморьем бывальщины прекращены.

Утром 21 января 1968 года с авиабазы Платтсбург в штате Нью-Йорк вылетел очередной бомбардировщик B-52G с четырьмя ядерными бомбами на борту. Третий пилот, майор Альфред д’Амарио, занимавший пункт штурмана-инструктора в кормовой части нижней палубы, положил несколько поролоновых подушек под сиденье — туда, где находилось вентиляционное дыра системы отопления.

Спустя час полета командир, капитан Джон Хог, приказал д’Амарио подменить второго пилота Леонарда Свитенко. В кабине очутилось прохладно, и д’Амарио открыл клапан забора воздуха из воздушного тракта двигателя в систему отопления. Но из-за неисправности горячий атмосфера от двигателя, поступавший в кабину, не успевал остывать.

Вскоре кабину наполнил густой дым и запах жженой резины — возлежавшие под сиденьем подушки загорелись.

За считанные минуты дыма стало столько, что пилоты уже не видели показаний приборов. Все огнетушители бывальщины израсходованы, но безуспешно. Находясь за 140 км от базы Туле, капитан передал сигнал бедствия и собирался осуществить экстренную посадку, но к тому моменту, как аэроплан долетел до базы, выход был только один — катапультироваться.

Оставшийся без катапультируемого кресла Свитенко погиб — он пытался выкарабкаться из самолета через нижний люк, но получил смертельную травму головы.

Неуправляемый самолет сначала летел на север, затем раскатался в обратном направлении и рухнул в 11 км от взлетно-посадочной полосы базы, на лед залива Северной звезды. Компоненты термоядерных бомб при ударе раскидало почти на 5 км вокруг, разнеся по этой территории плутоний, тритий, америций, уран. Топливо загорелось и проплавило лед. Обломки самолета очутились на дне океана.

Новости smi2.ru

«Угрозы ядерного взрыва в месте крушения нет», — заверило прессу Министерство обороны США.

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Черноволосый лед на месте падения, вид сверху

Точное количество бомб на борту в министерстве называть отказались. В Пентагоне признались, что бомбы еще не отысканы. А в Дании тем временем жители устраивали митинги и требовали прекратить незаконные полеты бомбардировщиков США над территорией страны.

Службы Дании и США моментально взялись за очистку местности. Рядом с местом крушения был разбит лагерь. Работы было необходимо завершить до наступления оттепелей, по-иному океан оказался бы заражен. Ликвидаторы занимались очисткой в условиях полярной ночи, при температуре, доходившей до −60°С, и вихре до 40 м/с. Они снимали слои зараженных льда и снега и грузили их в контейнеры, которые потом перегружались в цистерны и, по настоянию датских воль, отправлялись в США. Последняя цистерна была отправлена только в сентябре.

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Четыре бомбы B28FI, аналогичные потерянным

На дне океана были замечены части термоядерных боеприпасов. Всего в результате наземных и подводных поисков были обнаружены одна практически целая урановая оболочка и осколки, в совокупности по массе соответствующие еще двум, и тритиевые резервуары всех бомб.

Местонахождение некоторых элементов бомб, в частности, топливного цилиндра, невесть до сих пор. После окончания работ место крушения было засыпано песком и обнесено заграждением с предупреждающими знаками.

Всего было задействовано возле 500 ликвидаторов. Многие из них впоследствии так и не смогли получить компенсацию за нанесенный здоровью вред. Даже после того, как в 1995 году выяснилось, что среди ликвидаторов смертность от онкологических заболеваний на 50% рослее средней по населению, проводивший исследование датский Институт клинической эпидемиологии не выявил прямой связи с воздействием радиации. Тем не немного, часть датских участников ликвидации после этого все же получила выплаты от государства.

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Сбор загрязненного льда на базе в Туле

Крушение привела к скандалу. Падение бомбардировщика с термоядерными бомбами на борту означало, что США нарушили существовавшие договоренности. Представители общественности выставляли претензии к правительству Дании, которое, по их мнению, оказалось неспособно сдержать взятые на себя обязательства. Хотя министры США заверяли воли Дании, что самолет не находился в воздушном пространстве Гренландии вплоть до крушения и влетел в него исключительно из-за чрезвычайной ситуации, авария потребовала кризис в отношениях между странами.

Инцидент в Туле: как США потеряли термоядерные бомбы

Статья New York Times 22 января 1968 года

Новый виток истории произошел в 1995 году. После рассекречивания в США документов преходящ Холодной войны Датский институт международных отношений изучил историю полетов бомбардировщиков над Гренландией и установил, что они совершались, по сути, с согласия премьер-министра Дании Ханса Кристиана Хансена.

В негласной переписке с послом США он отмечал, что «не нуждается в комментариях со стороны американского правительства» в вопросе о том, следует ли США уведомлять Данию о размещении на базе Туле ядерного оружия.

Помимо этого, выяснилось, что в течение почти 10 лет после объявления Дании безъядерной поясом на базе хранилось ядерное оружие.

«В 2003 году датские экологи посетили фьорд, чтобы выяснить, сохранились ли там отпечатки радиации. Были ли отложения на дне моря, вода или водоросли — радиоактивными спустя 40 лет? Да, но уровни радиации были крайне низенькими», — отмечает специалист по радиационной медицине профессор Тимоти Йоргенсен.

Сегодня на базе, способной поместить до 10 тыс. человек, находятся всего около 650 военных. Хотя после окончания Холодной войны и в связи с кризисом между Данией и США она преходяще утратила свое значение, в последние годы интерес США к базе возобновился. В 2004 году МИД России заявил протест в связи с подписанием новоиспеченного американо-датского договора, отметив, что

«в американскую ПРО объективно уже сейчас закладывается определенный потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности».

В связи с этим, как говорится в заявлении МИД, Россия оставляет за собой право на ответные поступки.


Ответить