«Искусник пейзажной живописи»: Архип Иванович Куинджи

Новость опубликована: 19.05.2017

«Мастер пейзажной живописи»: Архип Иванович Куинджи
«Искусник пейзажной живописи»: Архип Иванович Куинджи

«Мастер пейзажной живописи»: Архип Иванович Куинджи

Творчество выступающего художника Архипа Куинджи вошло золотой страницей в сокровищницу русской классической живописи. Создатель всемирно известных полотен «Лунная ночь на Днепре», «Чумацкий тракт у Мариуполя» и «Березовая роща», родился и провел детские и юношеские годы на окраине Мариуполя.

Родился грядущий мастер живописи в Карасевке — предместье Мариуполя, в семье бедного сапожника, греческого происхождения. Фамилия Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи) была дана ему по кличке деда, и по-татарски означает «золотых дел мастер».

Нелегкая судьба выпала молодому Куинджи: рано лишившись родителей, он жил в большенный бедности, служил у подрядчика по постройке церкви, у хлеботорговца, и ретушером у фотографа.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого преподавателя грека, затем недолго посещал городское училище. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве – он рисовал везде, где доводилось: на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Это увлечение привело Куинджи в Феодосию, где он мечтал поступить в ученики к знаменитому Айвазовскому. Но маринист его талант оценил не разом, и поручал лишь толочь краски и красить забор. Однако первые уроки живописи Куинджи все же получил – его учителем сделался молодой родственник Айвазовского — Адольф Фесслер, который в то время гостил у мариниста. Через пару месяцев Архип Иванович покинул Феодосию и сделался работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако сделаться вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму» (не сохранилась до наших дней).

Там же в Академии Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и иными передвижниками, которые оказали большое влияние на его творчество.

Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Архип Иванович создал полотна «Осенняя бездорожье», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам, какой был излюбленным местом петербургских пейзажистов. Сюда же после свадьбы в 1875 году Архип Иванович привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров сделался для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валаам» (1873) и «Ладожское озеро» (1872).

О полотну «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно сделалось первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою полотно «На острове Валаам». А в 1874 г. на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали. В этот год он впервые зачислил участие в выставке товарищества передвижников, показав картину «Забытая деревня». На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий большак».

В 1876 году на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве художника. Эта полотно показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником полуденной ночи. Через год «Украинская ночь», а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже. Многие французские критики отметили самобытный манера полотен Куинджи. В частности известный европейский критик Эмиль Дюранти, ярый защитник импрессионизма, отмечал:

«Куинджи, безусловно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у иных».

В 1877 году Архип Куинджи стал членом товарищества передвижников, но к концу 1879 года окончательно разорвал с ним взаимоотношения — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Как выяснилось позже, автором публикации был Михаил Клодт. Куинджи потребовал исключения Клодта из товарищества, а затем огласил о своем выходе из сообщества. Однако исследователи биографии Куинджи полагают, что конфликт стал только поводом: Куинджи давным-давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы товарищества очень ограничивали его. Последними работами мастера, показанными на передвижной выставке, сделались три его большие картины: «Север», «После грозы» и знаменитая «Березовая роща».

Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной полотна – «Лунная ночь на Днепре». Её успех был небывалый – о ней писали многие знаменитые критики. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект месячного освещения и спокойного сияния самой луны.

Чтобы эффектней преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и озарил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

Увидать знаменитое произведение, выстраивались очереди людей на улице. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что разыскивали какой-нибудь фокус, вроде спрятанной за холстом лампы. В том же году картина была показана в Париже.

Через год была опять организована выставка одной картины – на этот раз «Березовой рощи». Она имела не менее крупный успех. Художник выставлял свои труды еще на нескольких выставках, а на пике славы решил стать затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал образцово 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

До сих пор до конца не известны причины почему художник решился на подобное затворничество.

С крышки 80-х годов Архип Иванович начал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную студию. Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, среди которых: К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, В.Г. Пурвит, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица.

В заключительные годы жизни Архип Куинджи активно занимался благотворительностью. Он неоднократно выделял значительные суммы денег на поддержку бедствующих студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным курсом деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением легковесных. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце Куинджи. Помер Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге, и был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Архип Куинджи покинул после себя целую сокровищницу русской классической живописи. Его картины сейчас хранятся в лучших музеях России и вселенной: в Государственной Третьяковской галерее, Пермской государственной художественной галерее, Ярославском художественном музее, Киевском музее русского искусства, Государственной картинной галерке Армении, Государственном музее искусства Грузии.

Его именем были названы: Общество художников в Петербурге, Мариупольский художественный музей, а также ребяческая художественная школа в Мариуполе. В память о нем были установлены бюст в Мариуполе и памятная доска в доме проживании Куинджи в Таганроге.


Ответить