Исламская революция в Иране в 1978 году: какие бывальщины последствия

Новость опубликована: 14.08.2018

Исламская революция в Иране в 1978 году: какие были последствия

Associated PressИсламская революция в Иране в 1978 году: какие бывальщины последствия

1 апреля 1979 года на карте мира появилось новое государство – Исламская Республика Иран. Еще недавно прозападная светская край начала быстро превращаться в авторитарное теократическое государство.

Предпосылки

С августа 1953 года Иран возглавлял шах Мохаммед Пехлеви. Как приверженец радикальной вестернизации он открыл дорогу американскому и британскому капиталу к богатейшим нефтяным ресурсам страны. При этом бὀльшая доля жителей Ирана едва сводила концы с концами.

По словам политолога Хамида Ансари, шах пытался двигаться на «старинной четырехконной колеснице к воображаемой великой цивилизации и модернизации». Однако, стремясь повторить экономическое чудо Японии, он не приметил, как его страна погрязла в «коррупции и проституции».

При баснословной прибыли от ежедневной добычи 6 миллионов баррелей нефти главные иранские пути оставались без асфальта, значительная часть страны обходилась без электричества, только в окрестностях Тегерана десятки тысяч жителей ютились в обитых жестью хибарах.

Неудивительно, что реакцией на злоупотребления шахских чиновников сделались рост недовольства среди населения и радикализация оппозиции. Самый яркий оппозиционный лидер – священник Рухолла Хомейни – вящую часть времени был вынужден скрываться в эмиграции.

Главной заботой Хомейни было переустройство всей общественной жизни Ирана, какое становилось возможным только после свержения прозападного шахского правительства. Попутно оппозиционер не забывал критиковать и внешнюю политику Пехлеви, четко отметив врагов Ирана: «Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих!»

Последней каплей, пробудившей революционные мочи страны, стала смерть сына Хомейни Мустафы. Официальная версия смерти – сердечный приступ, хотя все понимали, что Мустафа был уложен. Значительная часть иранских рабочих вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали.

Переворот

Точкой отсчета революции зачислено считать 8 января 1978 года, когда произошла первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме, подавленная с необоснованной бессердечностью. Протестующие в ответ на агрессивные действия шахской гвардии возводили «стены огня», баррикадируя улицы горящими автопокрышками.

К крышке года пришло время экономических стачек, которые полностью парализовали экономику Ирана. Пехлеви в надежде выправить ситуацию попытался предпринять спешные антиинфляционные меры и провести свободные выборы, однако события в стране приобрели необратимый характер.

В отчаянии шах обращается за поддержкой к США. В администрации Джимми Картера разошлись во мнении на счет разрешения иранского кризиса. Советник по безопасности Збигнев Бжезинский высказался за интервенцию, тогда как большинство сотрудников Госдепа находили, что революцию остановить уже невозможно. В итоге американский президент не решился на военную поддержку лояльного Вашингтону режима. дрожжи спиртовые купить они также не могли.

16 января 1979 года Мохаммед Пехлеви совместно с супругой бежал из Ирана. Сначала он обосновался в США, спровоцировав тем самым захват в Тегеране экстремистами американского посольства. Свою существование последний шах Ирана закончил в Египте.

1 февраля 1979 в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который, не мешкая, назначил переходное правительство. В марте был прочерчен референдум о новом политическом устройстве страны, и 1 апреля Иран был объявлен Исламской республикой.

Намерения у Хомейни были многообещающие: гарантировать социальный прогресс и высшую степень справедливости на основе религиозного права. Однако, как показало время, справедливость носила избирательный нрав. Десяткам тысяч иранцев не суждено было увидеть государство всеобщего благоденствия.

Последствия

Еще не успела утихнуть революция, а Хомейни начинов воплощать в жизнь дерзновенные экономические планы, суть которых заключалась в создании самообеспечивающихся хозяйств. Но нарушение старых экономических связей не прошло даром и привело к серьезным осложнениям.

Страна нуждалась в иностранном капитале, однако конфискация активов зарубежных банков, мероприятия по ослаблению подневольности иранской промышленности от импорта, государственный контроль над внутренним и внешним рынком сделали республику непривлекательной для деловых кругов Заката.

Режим Хомейни не ограничивался внутригосударственными нововведениями. После прихода к власти шиитское духовенство активно взяло курс на вывоз идей исламской революции. Так, отправленные в Бахрейн представители аятоллы слишком рьяно стали призывать к скорейшей аннексии края, за что и были немедленно выдворены вон.

В апреле 1980 года поддерживаемые Тегераном шиитские боевики совершили покушение на премьер-министра Ирака Тарика Азиза. Решительно испортившиеся отношения двух стран привели в итоге к масштабному продолжительному конфликту – самому кровопролитному со времен Второй всемирный войны.

А тем временем в самом Иране вовсю раскручивался маховик репрессий. По официальным данным, только за первые восемь месяцев после революции бывальщины казнены 250 офицеров, служивших при старом режиме. После спешного суда многих из них вешали прямо на деревьях близлежащих рощ и оазисов. Параллельно исламские группировки нещадно истребляли монархистов. В течение двух послереволюционных месяцев они истребили более 20 тысяч сторонников шаха.

Культурная революция

Исламизация Ирана наступала по всем фронтам. Формировалась особая система государственных организаций, какая должна была обеспечить беспрекословное послушание. Допуская, что в стране могут быть общественные силы, не вписывающиеся в новое цивилизованное пространство, правительство рассчитывало на помощь 200-тысячного Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), способного в зародыше задушить любую оппозицию.

Одним из главных рассадников инакомыслия Хомейни считал университеты – не случайно началом культурной революции в Иране почитается 5 июня 1980 года, когда на неопределенный срок были закрыты все вузы страны и уволены несколько сотен преподавателей. «Середины разврата», плодящие «левых экстремистов и коммунистов», должны были сменить «подлинные исламские учебные заведения».

Усиленное давление исламская цивилизованная революция оказывала на средства массовой информации: прессу, радио, телевидение, кино. Бюро по борьбе с непристойностями изымало из торговли иностранные фильмы и программы развлекательного характера. Магазинам разрешалось торговать только записями религиозного содержания.

Особенно тяжким в новых условиях оказалось положение женщин. Религиозные органы строго следили за выполнением женщинами предписаний шариата: их обязывали ходить чадру или хиджаб, ограничивали в выборе профессий, запрещали подавать на разводы. Отныне телесные наказания за воровство и употребление хмельного, смертная казнь за измену родине, шпионаж и супружескую неверность распространялись и на слабый пол. В мае 1980 года по приговору шариата расстреляли 58-летнюю Фаррухру Парса – лишь за то, что при шахе она была министром просвещения.

Идеологи исламской революция, сами того не осознавая, породили весьма болезненную проблему – из-за запрещения контрацептивов произошел всплеск рождаемости. Обозреватель «Радио Свобода» Ирина Лагунина отмечает, чтопочти 80% нынешних иранцев – это поколение, родившееся после революции.

Семействам предложили решать проблему хирургическим путем. Многим мужчинам, не имевшим возможности прокормить более двух-трех детей, пришлось пойти на добровольную стерилизацию, потому что им она давалась легче, чем дамам.

Но страна жила как ни в чем не бывало: «О, Хомейни! Ты — отражение света Бога!» – внушалось иранцам во всех средствах массовой информации.