Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!

Новость опубликована: 28.06.2019

Умиляют картинки якобы византийских бойцов. Возможно, тысяцкие и имели такой “наряд”, но только не рядовые и даже не десятники. И даже аглицкие надписи на картинках меня не убеждают, а даже визави.
Красноярск (ник), 1 июня 2019 г.

Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и

тебе не сделаться подобным ему;
Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не
сделался мудрецом в глазах своих.
Книга Притчей Соломоновых 26:4, 26:5

Исторические иллюстрации. Итак, существует очевидная проблема незнания. То кушать многие просто не представляют себе, как появляются на свет иллюстрации к статьям и книгам на исторические темы. И наверняка рассказ об этом будет увлекателен многим читателем «ВО», ведь каждая такая иллюстрация — не что иное, как ожившая история.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Давайте познакомимся с работой художника-иллюстратора «вживую», то кушать на конкретных примерах его работы. И эта возможность у нас сегодня есть. И это редкая возможность, так как не все они любят показывать свою «кухню», а уж тем более детально описывать, что и как они делают. Но… «для милого дружка и сережку из ушка». Так что смотрите, читайте и кому, что покажется особенно интересным – спрашивайте. Вот это, так, иллюстрация из книги «Armies of the Volga Bulgars and Khanate of Kazan 9th-16th Centuries» (Оsprey, Men-at-Arms №491). Оформляли ее Гэрри и Сэм Эмблетоны. Папа и сын. Гэрри проработал на «Оспрей» более 20 лет. Живет в Швейцарии, где также создает фигуры для музеев. Что же касается рисунка, то на нем представлены воины, которых (две фигуры, стоящие справа) каждый может увидеть в экспозиции Национального музея республики Татарстан в Казани. Стоят они там в стеклянных шкафах. Я их со всех сторонок сфотографировал и… художникам оставалось лишь только их нарисовать в «живых позах»!

Ну а начать мне придется с того, что столкнуться с проблемой иллюстрирования мне пришлось еще в 1995—1997 гг., когда издательство «Просвещение» стряпало к печати «Рыцарей Средневековья». Тогда были живы еще традиции советской печати и подобные книги выходили с «картинками», а не с фото из Интеренета. Образчики для художника были взяты из соответствующих изданий британского издательства «Оспрей» и книг Функенов. Причем, человеком он оказался соображающим: нарисовал все весьма точно, но совершенно в другой манере, да так, что графическая основа каждого рисунка совершенно не совпадала с источником. А вот детали бывальщины несколько размыты, так что все было «так» и в то же время «совсем не так»!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Одна из самых ранних реконструкций, запавших мне в душу – картинка из книги про Спартака основы 50-ых годов прошлого века. Сделана по фреске в Помпеях и вызывает сегодня (по крайней мере у меня!) очень много проблем. Там же была и другая реконструкция, на мой взгляд более верная… Но эту показать проще, она крупнее и на ней хорошо видны все детали.

Кстати, такие художники вящая редкость. Например, стал я искать «аналог» у себя в Пензе и мне посоветовали женщину, которая «хорошо рисует одежду» и чуть ли не эскизы стряпает для театра. Встретился с ней, дал сделать копию рисунка с иллюстрации из издания «Оспрей» на пробу. И получил… Спрашиваю: «А почему у вас на ремне пряжка уже ремня? Посмотрите на вашу сумку, неужели такое возможно» «Ах, это… но это же такая мелочь!» Нашли мне двух студенток-дипломниц нашего художественного училища им. Савицкого. Нарисовать двух наших бойцов, участников «Ледового побоища» для статьи в английском журнале «Милитари вогеймер». И вроде бы и неплохо вышло. Но как-то очень уж лубочно. Весьма хорошие иллюстрации получались у И.Зейналова. Они печатались и в Англии, в журналах «Милитари вогеймер», «Милитари иллюстрейтид», в Бельгии в журнале «Ла фигурин», но… занялся он металлом и сделалось ему не до иллюстраций. Потом книгу в «Оспрей» взялся оформлять наш художник В.Корольсков, а затем он же оформил еще и книгу «Рыцари, замки, оружие», но… унесла его совершенно не ко времени костлявая с косой. И тут уже пришлось самым серьезным образом выполнять требования издательства «Оспрей». И настолько это было увлекательно, хотя и сложно, что рассказать об этом будет просто необходимо.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Один из залов Национального музея республики Татарстан. Хватай и фотографируй. Мелкие детали – тоже не проблема. Они рядом!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Такие вот «живые фигуры» просто находка для иллюстратора. (Национальный музей республики Татарстан, Казань)

Те, кто известен с этими британскими изданиями, представляют себе, что в серии «Мэн-эт-Армз» должно быть ровно восемь цветных иллюстраций. Какие каждый приглашенный художник делает по-своему, но в принципе техника одна. Сначала на каждый рисунок автор готовит сценарий, то кушать пишет, кто на нем, и примерно в какой позе. При этом каждая фигурка нумеруется и указывается «ее время». Затем ты, а не кто-то другой, не «посторонний дядя» делает на каждую фигурку эскиз. Он может быть и не очень хорошим, но обязан быть проработан в деталях. То кушать если на голове у воина шлем – то должно быть фото или рисунок этого шлема, и ссылка на источник – откуда это взято. Если рисунок на одежде, то… также фото – на основе чего ты его сюда поместил.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Дэвид Николь не только хорошо пишет, но и сам же нередко оформляет свои книжки. Вот его «рыцари» из монографии “Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.»

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Но обратите внимание на фигуру справа внизу. Это германский рыцарь Гюнтер фон Шварцбург эффигии 1349 г.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
А вот это несколько вольная интерпретация на тему «рыцарь 14 столетия», созданная как раз по этой прорисовке и эффигии. Автор А. Шепс. То есть учитывая, что все рыцари в то время одинаковых доспехов не носили, но… во многом бывальщины очень близки и постоянно друг у друга что-нибудь разными способами «заимствовали», такая реконструкция имеет полное право на существование!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Еще одна весьма популярная реконструкция А.Шепса. Собственно, и не реконструкция даже, а художественная перерисовка эффигии в цвете. Перед нами Роджер де Трампингтон с эффигии в Трампингтонской храмы в Кэмбриджшире, около 1329 г. Поза, естественно, изменена. Единственный недостаток данного изображения – нет узора на щитках ножен (весьма он мелкий и было не разобрать, что там) и неизвестно, какого цвета наколенники. Вдруг они медные или были позолочены?

Затем следует «роспись красок». Ты указываешь материал, из которого сделана та или иная деталь предлагаемого тобой костюма и ее цвет. Очень хорошо, если в качестве оригинала используются снимки. Но они должны быть из музея и с указанием – из какого музея и кто автор этой реконструкции.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Моя собственная реконструкция на основе одной из эффигий. Была взята за основу контурная фигура «мужика» и одета по моде XIV в. А. Шепс ее раскрасил и придал «живости».

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Труд А.Шепса (с обработкой на компьютере): «Рыцарь Столетней войны, XIV в.) В основе опять-таки эффигия, так что особо было даже и неинтересно ее мастерить!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Сэр Майлс (парная эффигия, но мы удалили фигуру жены). Рис. А.Шепса по моей графической прорисовке. Точная копия соответствующей эффигии!

Все это указывается стрелками и нумеруется, а на приложенных к эскизу листах расписывается краска каждой детали и – главное, откуда все они взяты. То есть опять-таки желательны фото музейных витрин, или ксерокопии заслуживающих внимание монографий.

Дальней следовала сама работа, причем периодически тебе присылаются готовые эскизы на предмет уточнений. Интересна технология труды некоторых из английских художников. Например, тот же Ангус МакБрайд, живший в Африке под Кейптауном, имел там не только художественную студию, где еще и обучал молодежь, но и… свинарник! Молодых людей, одетых в спортивное трико в обтяжку, он сажал на коня и… фотографировал в различных позах с копьем или луком в дланях. После этого с фотографии он делал героический рисунок и насыщал его нужными деталями. Как видите, все даже очень просто: пошел в свинарник, выбрал нужного коня, человека нужного роста и комплекции, после чего бери фотографируй и рисуй.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
А теперь познакомимся с эскизами Д.Николя к книжке про Булгарию и Казанское ханство. Вот казанский лучник XV в. Нумерация указывает на детали, у которых описывается их материал и возможный цвет: «алое сукно», «шелк», «кожа», «медь»…

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Западно-сибирский всадник XVI в. Та же технология. Отдельно показаны детали, какие фронтально не видны. Вдруг иллюстратор поставит фигуру в такую позу, что их внешний вид ему понадобится?

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Хан начала XVI в. На одежде показан рисунок, но отдельно давалась «расцветовка».

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Узор на одежде булгарского вождя Х в. И здесь же поясной набор.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
А это ханский конь!

Но опять-таки «из башки» он ничего не брал. Каждая деталь доспехов и оружия могла бить визуально опознана по одному из имеющихся в нашем распоряжению ключа – это или музейные артефакты, или миниатюры из средневековых книг, или барельефы и статуи. Это, конечно, идеальный источник. Берешь, например, колонну Траяна и попросту перерисовываешь то, что на ней. Да, есть там отдельные «несуразности» (о них на ВО, кстати, уже рассказывалось), но в целом это вполне реалистичный источник. Или нужен тебе иранский витязь VI в. Так ведь кушать барельеф с шахом Шапуром, где даже кольчужное плетение показано. Ну и настоящим подарком являются эффигии. Как сами по себе, правильнее их фото, так и уже сделанные по ним их графические прорисовки. Это даже мне по силам – взять такую прорисовку и попросту переодеть в ее костюм анатомически верную фигуру мужчины из Интернета. Там такие есть и даже не одна!

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Булгарский военный вождь Х века.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Тяжеловооруженный всадник Казанского ханства XIV-XV вв.

Но чтобы все это сделать, тебе надо ведать источники достоверной информации, а еще иметь к ним доступ. Ну, например, когда я писал книгу о вооружении казанских воинов, то ездил в Казань, ходил там по музеям и снимал образцы оружия и доспехов, а также выставленные в Национальном музее Татарстана фигуры воинов, выполненные в полный рост. Не лишь сами фигуры, но и образцы тканей. Прошлось идти в библиотеку университета и смотреть там книги местных авторов и копировать их иллюстрации, обогнуть весь казанский кремль и отснять с разных точек башню Сююмбике (в качестве иллюстративного материала), словом, потратить немало поре и сил. А потом была Москва, ГИМ и Оружейная палата, и письма в музеи Мурома, Елабуги, Булгара и целого ряда других городов с мольбами прислать фотографии или дать разрешение на их публикацию. А затем на основе собранных и присланных материалов как раз и надо было делать эскизы.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Еще одинешенек конь, развернутый в другую сторону.

И вот тут мне опять-таки очень повезло с соавтором. Им оказался профессор Ноттингемского университета доктор Дэвид Николь. И вышло так, что он был сыном известного в Англии книжного литератора и с детства умел хорошо рисовать. Не настолько, чтобы самому еще и иллюстрировать собственные книжки, но вполне профессионально, чтобы подготовить качественные эскизы для художника. Работу он себе, кстати, точно также постарался облегчить до предела. Он нарисовал пару-тройку фигур людей и коней, а затем… попросту переодевал их по надобности! Так что один и тот же человек бог быть у него и русским витязем, и монголом, а кони под разными седлами и с разной сбруей кочевали из столетия в век. Но в принципе это было логично, поскольку предназначалось художнику, которых по этим его эскизам и по моему сценарию должен был бы сделать цветную иллюстрацию.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
А это вот иллюстрация, родившаяся на основе вышеприведенных эскизов. Труд Гэрри и Сэма Эмблетонов.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Еще в тексте книги должны быть вот такие фотографии артефактов, с указанием на тот музей, в котором они экспонируются. Не меньше 20-30 таких вот снимок, подтверждающих цветные рисунки.

Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!
Графическая прорисовка доспехов 1450 г. из музея в Эдинбурге. Осталось нанести тени, поменять позы и… «рыцарь готов»!

Так что в касательстве иллюстраций издательства «Оспрей» можно сказать, что они исключительно историчные, каждая мелочь в них имеет свое обоснования, а «отсебятина» художника в них лишь разве что поза и выражение лица… Ну, а если кто-то захочет попытать счастья в работе с этим издательством, то… будьте готовые выполнить все эти их заявки!

P. S. Думается, что образцы текста на английском с описанием цветов и деталей рисунка сюда помещать не надо, уж очень много пункты они занимают. Но без них тоже, увы, никуда!

P. P. S. Так что не надо говорить плохо про английских художников иллюстраторов. У нас, кстати, мастеров такого уровня тоже совершенно немного, но они есть. Это и Олег Федоров, и Роберто Палласиос Фернандес, и Николай Зубков, и Игорь Дзысь, и А. Шепс, который, уместно, еще и прекрасно рисует боевую технику. Есть и те, кто рисует воинов более позднего времени, но их я не знаю.

Источник


Исторические иллюстрации. Нарисовать не так попросту!