История советского китобойного флота
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Начин отечественного китобойного промысла на Дальнем Востоке России относится к 1850 году, когда была основана “Российско-Финляндская компания”. С 1864 года успешно работало аналогичное предприятие Владивостокского купца О.В. Линдгольма. В 90-х годах. XIX века на Тихом океане появились первые паровые китобойные корабля “Геннадий Невельской”, “Николай” и “Георгий”, специально построенные для этой цели в Норвегии. В 1903 году “Тихоокеанское китобойное рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°” располагало плавучей китобазой “Михаил” грузоподъемностью 5000 тонн. В последующие годы китовый промысел в дальневосточных водах производился иноземными компаниями. По свидетельству Н.В. Слюнина, у берегов Приморской области, в состав которой входила Камчатка, еще в 1889 году было добыто китового сала и уса на сумму 1 280 000 рублей. Этот промысел, не принося российской казне ни копейки, способствовал хищническому истреблению китов. Спустя два десятилетия губернатор Камчатской районы, действительный статский советник Мономахов, во всеподданнейшем отчете за 1912-1913 гг. констатировал, что “промысел китов и моржей с каждым годом приметно уменьшается вследствие истребления американцами этих животных…”.

История советского китобойного флота

Синий кит.

В первые годы после окончания гражданской войны, советское правительство не могло гарантировать китобойный промысел собственными силами. Поэтому 22 мая 1923 года в Москве был подписан концессионный договор с норвежским предпринимателем Х. Христиансеном, сообразно которому последнему предоставлялось право ведения промысла всех видов китов в пределах 12-мильной полосы вдоль нордовых берегов РСФСР, от северного конца мыса Сердце-Камень до мыса Лопатка. Срок концессии был определен в 15 лет и 5 месяцев – до января 1938 года.

1925 год сделался первым сезоном работы компании Христиансена, получившей название “Вега”. Она промышляла вдоль восточного побережья Камчатки, преимущественно в зонах бухт Моржовой и Глубокой. В ее составе работало 4 китобойца и плавбаза “Комодорен I” дедвейтом 9000 тонн. За сезон с июня по октябрь было уложено 286 китов, в то время как промысловая программа была рассчитана на добычу 800 животных. Всего было получено 1582.6 тонн сала, стоимость которого составила 200 тысяч долларов (на то время).

На судах флотилии, имевших современное оборудование и снаряжение, трудились интернациональные экипажи. Кроме норвежцев, немцев и англичан на китобазе были негры и американские эскимосы, причем последние использовались для самой нечистой работы на жиротопне. В сезон 1925 года численность экипажей судов флотилии насчитывала 120 человек. “Вега” была обязана принимать для обучения ведению промысла и обработке китов граждан СССР. В 1926 году, когда корабля компании пришли из Мексики в Петропавловск, на них была направлена группа камчатцев.

За сезон 1926 года “Вега” добыла 284 кита, из каких 110 было убито возле Командорских островов. В этом году китобойная флотилия работала в составе шести кораблей – базы “Комодорен I” и 5 китобойцев. Производственная программа, по заявлению администрации флотилии, выполнена не была. Однако камчатский губревком полагал, что эти сведения бывальщины не верны, так как “…завод работал весь сезон без перебоев с полной нагрузкой. Случалось часто так, что из-за невозможности переработки китов срезалось для обработки лишь сало и прочие особо ценные части кита. Остальное – мясо, кости и прочее выбрасывалось, а между тем завод приспособлен к стопроцентной утилизации звериного… Не редкость, когда убивалось до 10 штук китов в день. Максимальная же пропускная способность рассчитана на 5-6 китов…”.

Концессионный соглашение не запрещал охоту на китов вблизи заповедников. Дополнительные соглашения, заключенные по инициативе камчатского губревкома, не позволяли проводить добычу и обработку китов возле мыса Лопатка, Кроноцкого и Карагинского заповедников. Однако они не распространялись на Командорские острова, возле каких летом 1926 года производился основной китовый промысел. Стрельба из китобойных пушек, загрязнение моря и берега нефтепродуктами, а также появление касаток, привлеченных отходами промысла, основывали угрозу для стад котиков и морских бобров.

В 1927 году “Вега” вела промысел китов у берегов Камчатки флотилией, заключавшейся из плавучей базы “Комодорен I” и китобойцев “Анадырь” и “Селина”. С середины июля по конец октября она добыла 283 кита, из каких было получено около 2600 тонн китового жира на сумму 40.4 тысяч фунтов стерлингов. Деятельность “Веги” закончилась 13 октября постановлением Главконцесскома, в связи с невозможностью компании платить концессионный налог. “Вега” реализовала плавбазу и оба китобойца компании “Аргентина де Песка” за 1450 тысяч норвежских крон.

Так закончилась попытка ведения китобойного промысла у берегов Камчатки мочами иностранной компании.

Практическая организация советского китобойного промысла началась в 1930 году. В плане по распределению средств на капитальное стройка и на оборудование плавучей китобойной базы и приобретение 4 судов-китобойцев, предполагалось выделение 1.4 млн рублей в иностранной валюте. На эти деньги был приобретён в США пароход “Глен Ридж”, построенный в 1919 году, который намечался к переоборудованию под китобойную базу, и заказаны в Норвегии специализированные китобойные корабля. До реконструкции “Глен Ридж”, получивший новое название “Алеут”, имел длину 115 метров, ширину 16 метров, водоизмещение 10 573 тонн и воображал собой двухпалубный сухогруз спардечного типа.

В начале 1930 года для приемки парохода в американский порт Балтимора был устремлён капитан А.И. Дудник. В марте “Алеут” прибыл в Осло.

В течении следующего года в Кронштадтских доках были проведены труды по изменению первоначальной конструкции судна. В нее был внесен ряд усовершенствований.

28 июня 1932 года, “Алеут” под командованием капитана Л.И. Бурхардта вышел из Ленинграда на Далекий Восток в свой первый рейс. На борту находился экипаж численностью 126 человек. В Кильском канале к нему примкнули три судна-китобойца (“Трудфронт”, “Энтузиаст” и “Авангард”), специально построенные на норвежской верфи в Тансберге. Суда длиной 37.8 м и водоизмещением 538 т бывальщины оборудованы гарпунными пушками и паровыми лебедками и развивали скорость 12.5 узла.

Уже во время перехода на Дальний Восток, 25 октября 1932 года, в зоне Ревилья-Хихедо (Тихий океан) были добыты первые два кита и положено начало дальневосточному китобойному промыслу. По пути во Владивосток флотилия добыла еще 20 китов, а 27 февраля 1933 года пришла в порт, где командование “Алеутом” принял капитан-директор А.И.Дудник. За первый промысловый сезон было добыто 203 кита.

История советского китобойного флота

Первоначальный добытый советским китобойцем кит.

В 1935 году объем добычи флотилии “Алеут” достиг 500 китов в год.

История советского китобойного флота

“Алеут” у причала.

Первая советская китобойная флотилия недолго входила в состав АКО – вскоре она была передана в Дальморзверьпром. В планах развития рыбной индустрии в четвертой пятилетке (1943-1947 гг.) предполагалось возродить китобойный промысел в рамках АКО. Осуществлению планов помешала война.

История советского китобойного флота

“Алеут” в на промысле. Нордовая часть Тихого океана.

Однако после войны китобойная флотилия продолжила свою работу. В 1956-1958 гг. в течение зимних этапов во Владивостоке силами Дальзавода была произведена модернизация “Алеута”, после которой китобаза работала еще десять лет. В 1968 г. “Алеут” и три первых китобойца бывальщины списаны.

Послевоенный период. “Слава” и другие.

Новый этап китобойного промысла начался в первые послевоенные годы. По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию – китобазу с 17 небольшими китобойцами-охотниками. Головной корабль имел водоизмещение 28 000 тонн и скорость хода 12 узлов. Малые китобойцы могли раскрутить скорость до 14.5 узлов (кстати, они работали еще на угле, на мазут топки переделали позже). База получила название “Слава”.

История советского китобойного флота

“Слава” и китобоец-охотник.

В 1946 году, впервые в истории русского рыболовного флота, советская китобойная флотилия “Слава” с основательно снаряженной научной группой отправилась в свою первую антарктическую экспедицию. Повел ее знаменитый ледовый капитан В.М. Воронин, командовавший в прошедшем “Сибиряковым” и “Челюскиным”. Через много лет его именем будут названы остров в Карском море, бухта и мыс в Антарктиде, улицы в Ленинграде и Архангельске, ледокол на Азове. Старт был дан, советская индустрия промысла китов в Полуденном полушарии создана.

История советского китобойного флота

Китобоец-охотник.

28 января 1947 флотилия “Слава” (китобоец-охотник “Слава-4”) добыла первого кита, возложив начало советскому китобойному промыслу в Антарктике. Им стал кит финвал, длиной почти 20 метров.

История советского китобойного флота

“Слава” в Антарктике.

Промысел в Антарктиде пришёл делом новым, специалистов, знающих условия района лова, у нас не было. Поэтому в первый рейс для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они трудились гарпунерами, мастерами разделки, жиротопления.

История советского китобойного флота

Гарпунер за гарпунной пушкой.

Так прошли два рейса. А в свой третий промысловый рейс китобойная флотилия “Слава” вышла укомплектованная лишь русскими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.

История советского китобойного флота

Загарпуненные кашалоты перед погрузкой на китобазу.

Наши моряки очутились хорошими учениками. Если в первом рейсе было добыто 384 кита, то во втором – уже 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным же сделался 17-й рейс – более 2000 китов.

История советского китобойного флота

Обложка журнала “Знание-Сила” за 1951 год.

И еще один интереснейший факт. 6 января 1948 года на борту китобойной базы “Слава” в 16 часов 30 минут у супругов Александры и Емельяна Кошелевых родился мальчишка. Родившегося назвали Антарктиком.

Будучи серьезным подспорьем для пострадавшего от войны хозяйства в первые послевоенные годы, дальний китобойный промысел подавал стране немало ресурсов – жир китов применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной и других отраслях промышленности. Кашалотовый жир – в текстильной, химической индустрии, спермацет кашалота и амбра – в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени – вырабатывали витамины, лечебные препараты. Мучение кормовая и упаренные бульонные концентраты добавлялись в корм животных и птиц.

История советского китобойного флота

Дом китобойной флотилии “Слава” в самом центре Одессы, на пересечении Дерибасовской и Екатерининской (Карла Маркса). Выстроен в начале 50-х годов.

В 1956 году в СССР появилось новое поколение китобойцев. Это были мощные дизельные суда, развивавшие крейсерскую скорость 17.5 узлов, они могли без особых проблем работать в разреженном льду. Теперь киты, даже самые резвые – сейвалы и малые полосатики, – оказались полностью доступны для промысла.

Начиная с одиннадцатого рейса, на борту “Славы” показался поисковый вертолет. К сожалению, в одном из рейсов произошла трагедия – вертолет упал в Тасманово море. Пилот Александр Ищенко и бортрадист Павлом Назаренко погибли.

Да, нелегким был труд в антарктических водах. Потому несчастные случаи происходили в каждом рейсе, хотя первая смерть на борту была зарегистрирована лишь в пятом рейсе, уже по линии домой, в Одессу. Всего же 17 человек умерло в рейсах за время работы “Славы”. Их могилой стали воды Полуденной Атлантики.

История советского китобойного флота

Встреча “Славы” в Одесском порту. 50-е годы.

Легендарным стало имя врача флотилии, Николая Калиниченко, какой помимо того, что спас десятки жизней моряков, во время одного рейса, в шторм, сделал операцию.. сам себе. А еще он разработал на основе спермацета противоожоговые препараты “Спедиан” и “Спедиан-2М”.

Порядочным событием стал выход в свой первый рейс китобойной базы “Советская Украина” осенью 1959 года совместно с ветераном промысла “Славой”.

http://s52.radikal.ru/i137/1001/70/24810e0e806e.jpg

Встреча “Советской Украины” и “Славы” за тысячи миль от Родины.

Новоиспеченная китобойная база была полностью создана силами отечественных конструкторов и кораблестроителей и спущена на воду со стапелей Николаевского судостроительного завода имени Носенко. Ее водоизмещение – 44900 т, длина – немало 200 м, экипаж – 520 человек. Базу сопровождали новые китобойные суда с дизель-электрическими силовыми установками.

История советского китобойного флота

Вид китобазы “Советская Украина”.

В 1961 году в построение вошел ее двойник – китобойная база “Советская Россия”. А в 1963 году на Дальнем востоке вступила в строй китобойные базы “Владивосток” и “Далекий Восток”, меньшего тоннажа (26 500 тонн). Они действовали в Тихом океане. Туда же в 1960 году была передана и “Слава”, отработавшая на Дальнем Востоке еще почти 10 лет.

История советского китобойного флота

“Советская Украина” у берегов Антарктиды.

Еще одна антарктическая китобойная флотилия была создана в Калининграде Постановлением Рекомендации Министров РСФСР от 30 марта 1959 года. В ее состав входила китобаза “Юрий Долгорукий” и 17 китобойных кораблей типа “Мирный” постройки Николаевского судостроительного завода им. Носенко на Украине.

Сама китобаза “Юрий Долгорукий” тоже имела немецкое генезис. Она была построена и спущена на воду в 1926 году с верфи в Гамбурге как грузопассажирское судно и называлось тоже “Гамбург”. В апреле 1945 года “Гамбург” был потоплен и лишь в сентябре 1950 года поднят и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие “Варноверфь” в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу корабль с новым именем основателя Москвы было спущено на воду в марте 1960 года, и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на корабле был поднят государственный флаг. В первую экспедицию флотилия вышла 16 ноября 1960 года.

С 1960 по 1975 годы АКФ “Юрий Долгорукий” прочертила 15 экспедиций в Антарктику, ведя промысел китов во всех промысловых районах южно-полярных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов, не раз совершая кругополярные рейсы с пересечением линии дат и заходом за Полярный круг. Флотилия была расформирована в 1975 году. К тому поре уже не было смысла иметь такого количество китобойных флотилий, как в 50-60 годах.

История советского китобойного флота

Китобойная база “Юрий Долгорукий”.

В конце 70-х годов обстоятельства китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 году Международной китобойной комиссией (МКК) был зачислен мораторий на китовый промысел, начиная с 1986 года. Большинство стран поддержали его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Однако фактически СССР кончил китобойный промысел в 1987 году, когда “Советская Украина” вернулась из своего последнего рейса.

Дальнейшая история китобазы была недолгой. После заключительного рейса она была переоборудована под рыбопромысловое судно, подобно другому знаменитому судну – промысловой базе “Восток”. Однако вскоре СССР распался, а корабля, попавшие в руки жадных дельцов, оказавшихся в руководстве ЧМП в 90-х, большей частью пошли в разделку на металл.

История советского китобойного флота

Бывшая гордость китобойного флота ждет очередности отправиться “на булавки”. Алиага (Турция)

Так закончилась история советского китобойного флота, который оказал немалую помощь краю в ее первые послевоенные годы для обеспечения ее граждан ценными пищевыми жирами и мясом. Всего же за 25 лет китобойного промысла, с 1947 по 1972 годы советскими китобойными флотилиями было добыто возле 125 тысяч крупных усатых китов и кашалотов.

Всему свое время, поэтому прекращение промышленного китобойного промысла было вполне закономерно. Ныне же, когда численность китового стада частично восстановилась, Россия имеет ежегодную квоту в 140 китов, для коренных обитателей Дальнего Востока, для которых добыча китов является частью культурной традиции, образа жизни и значительной частью рациона столы.

И в заключение еще кое-какие факты. Некоторые экологически двинутые граждане часто утверждают, что именно СССР внес самый большенный вклад в дело истребления китов в 20 веке.

Так вот, для таких граждан специально привожу пример. В 1962 году в водах Антарктики трудились 250 китобойных судов в составе 21 флотилии. Из них лишь 4 флотилии были советскими. Остальные принадлежали Японии, Норвегии, Великобритании и Голландии.

Так что все постарались.

И напоследок – документальные кадры о китовом промысле в Антарктике и встрече китобойцев в Одессе. 50 годы. Песня из фильма-оперетты “Белоснежная акация”.
 

>