К-19: сколько погибло советских моряков на самой аварийной подлодке

Новость опубликована: 16.06.2019

К-19: сколько погибло советских моряков на самой аварийной подлодке

кадр из фильмаК-19: сколько погибло советских моряков на самой аварийной подлодке

Вступив в построение в 1960 году, атомная подлодка К-19 стала зримым воплощением ядерной мощи Советского Союза. К сожалению, в истории она осталась как самая аварийная советская субмарина. Янки поэтически и трагично прозвали её «оставляющая вдов». Советские моряки коротко и ёмко – «Хиросима». К-19 убила немало членов своих экипажей.

Проблемы с самого основы

Есть такой обычай — при спуске корабля со стапелей разбивать о его борт бутылку шампанского, которая должна разлететься вдрызг с первого раза, что символизирует удачную дальнейшую судьбу корабля. О корпус К-19 бутылка разбилась только со второго раза, да и «запускал» шампанское офицер-мужчина, желая положено делать это женской рукой. Лодку включили в состав действующего флота — негоже носителям идей научного коммунизма веровать во всякие приметы.

Как бы то ни было, но именно на К-19 произошла авария реактора, первая в истории атомного подводного флота СССР. История не то, чтобы засекреченная, по ней Голливуд даже кино сбросил с Харрисоном Фордом в главной роли, но недостаточно изученная. Так, за прошедшее время вышло всего две книги на русском языке про инцидент: «Чрезмерное происшествие на советском флоте» Николая Черкашина и «Катастрофы под водой» Николая Мормуля.

Черкашин — капитан первого ранга, популярный писатель маринист. Мормуль был начальником технического управления Северного флота, контр-адмирал. Оба располагают информацией из первых рук, включая беседы с членами экипажа. Тем не немного, в открытом доступе до сих пор нет списка награждённых подводников с К-19, а могилы пятерых погибших при устранении аварии были найдены невзначай, так как оформлены были в неброском стиле, без указания причины гибели.

Восстанавливая картину происшествия, можно утверждать следующее. 4 июля 1961 года подлодка была в ста километрах южнее острова Ян-Майен в Атлантике, когда вышла из строя вентиляция и реактор начал перегреваться. Сигнал об этом командир подлодки капитан второго ранга Николай Затеев получил в 4:15. Это было чревато термическим взрывом, гибелью экипажа и радиоактивным заражением немалой части мирового океана. Как знать, может и третья мировая грянула бы — на острове стояла американская радиолокационная станция, зафиксируй она взрыв с выбросом радиации, неизвестно как отреагировало бы Министерство обороны США.

Подлодка выплыла, экипаж начал бороться за жизнь корабля. Радиостанция оказалась неисправой и SOS послали через слабенький аварийный передатчик. Сформировали команду из восьми человек, все — охотники, понимавшие, что идут на смерть. Им было 20-22 года. Подводник — профессия для молодых, тридцатилетнему уже сложно под водой, а сорокалетнему — невозможно быть, кондиции не те. От радиации ремонтников спасали костюмы химзащиты и противогазы, точнее, они были, скорее, психологической защитой, чем реальной. Менялись сквозь считанные минуты, потребовалось две попытки, после которых вентиляцию восстановили, угроза взрыва миновала. Но лодка была заражена радиацией, выкинутой неисправным реактором через вентиляцию корабля.

Экипаж с К-19 сняли две другие советские подлодки, пришедшие на сигнал SOS. Моряки перебеги на борт голыми, оставив заражённую форму на К19 и после омовения морской водой для очищения от радионуклидов. Все восемь участников ремонтной группы померли довольно быстро, шансов при облучении в 5000-6000 бэр не было никаких.

А экипажи двух подлодок-спасателей были наказаны: они ослушались распоряжения, покинули место в подводной завесе против американского атомохода. Не приди они на помощь, трупов было бы гораздо больше: экипаж К-19 заключался из 149 человек и все они могли подвергнуться воздействию смертельной дозы радиации.

К-19 отбуксировал в порт корабль в сопровождении эсминцев.

Продолжив службу, К-19 пополнила список аварий

На ремонт и дезактивацию подлодки потребовалось три года и в 1963-м К-19 вернулась в построение. Дурная слава уже закрепилась за кораблём, но не списывать же новёхонькую субмарину из-за того, что она — невезучая!

К-19 приступила к пополнению своего печального списка. Как повествует историк военно-морского флота, член российского военно-исторического общества Игорь Боровик, в 1972 году на подлодке вспыхнул пожар, унесший жития 30 человек (28 погибли на борту и 2 скончались позже).

Боровик утверждает, что К-19 понесла беспрецедентные потери экипажа в миролюбивое время для подводного флота при авариях (а не при гибели судна). Потом был ещё один пожар, локальный. Два столкновения с американскими субмаринами. Эти инциденты к счастью стали без человеческих жертв.

Списали К-19 только в 1990-м году. В начале двухтысячных бывшие члены экипажа предлагали устроить на корабле музей подводного флота, но идея не прошла и «Хиросиму» пустили на металлолом.

Материал полезен?

К-19: сколько погибло советских моряков на самой аварийной подлодке