Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Новость опубликована: 20.03.2019

В 1939 году завязалась Вторая мировая война. Западные державы вступили в военное противостояние с гитлеровской Германией и ее союзниками. Что интересно, еще за считанные месяцы до основы войны западный мир в целом довольно лояльно воспринимал утвердившийся в Германии режим. И связано это было с тем, что Адольф Гитлер провозглашал одной из основных своих задач борьбу с «большевизмом», а Советский Союз властные элиты и США, и Великобритании, и Франции просто ненавидели.

Помимо этого, не стоит забывать и о том, что Германия до основы 1940-х годов имела весьма тесные связи с британским и, особенно, с американским бизнесом. Деловые круги Третьего рейха и западных содержав поддерживали неплохие отношения, основанные на выгодном финансовом и торговом сотрудничестве. Не зря на Нюрнбергском процессе подсудимый Ялмар Шахт, бывший при Гитлере президентом Имперского банка, заявил американскому защитнику:

Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе.

В словах Шахта содержалась не попросту доля истины, а сама истина. Дело в том, что американские концерны продолжали вести дела с германскими компаниями после прихода Адольфа Гитлера к воли.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Поскольку по итогам Первой мировой войны Германия имела множество ограничений, в том числе касавшихся и военной промышленности, первое пора Третий рейх не мог перевооружать свою армию, не опираясь на сотрудничество с американскими компаниями. На выпуск военной продукции к началу 1940-х годов бывальщины переориентированы многие немецкие заводы, в том числе и те, что принадлежали американским концернам.

Как известно, начало 1930-х гг. было далеко не лучшим в экономическом касательстве периодом в истории ХХ века. Голод в Восточной и Центральной Европе, экономический кризис в странах Западной Европы, Великая депрессия в США… Даже американская экономика, возвысившаяся во время Первой мировой войны, трещала по швам. В США было более 15 миллионов безработных, социально-экономическая ситуация в краю стремительно ухудшалась. Исправить ухудшающееся положение США могла лишь большая война в Европе.

Как и во время Первой мировой брани, американские элиты последствий боевых действий в европейских странах не боялись. США надежно защищены от Европы мировым океаном, а перекинуть на Американский континент такое количество войск и техники, которое бы позволило разгромить американскую армию, не представлялось возможным ни для одной европейской края, в том числе и для гитлеровской Германии. Зато американские корпорации могли бы неплохо нажиться на поставках воюющим странам оружия, военной техники, автомашин, топлива, продовольствия. Чем глобальнее была бы война, тем больше выгоды получили бы от нее американские компании и экономика США в целом.

К середине 1930-х годов американские корпорации весьма активно действовали на территории Германии, обзаведясь в этой стране более чем 60 филиалами. Американский капитал контролировал возле 300 германских компаний, включая «Стальной трест». В Германии был построен крупнейший в мире нефтеперегонный завод, а строительство профинансировала компания «Стандарт Ойл», относящаяся Джону Рокфеллеру. Надо ли говорить, какую роль в приготовлениях к войне играло производство нефтепродуктов!

Американской корпорации «Дженерал Электрик» относились немецкие фирмы, работавшие в сфере радиотехники, компании «Дженерал Моторс» — знаменитый немецкий «Опель». В Кельне функционировал завод, выстроенный американской компанией «Форд».

Про связи «Дженерал Моторс» и «Опель» стоит рассказать особо. Контролировавший «Дженерал Моторс» Дюпон не таил своих симпатий к национал-социалистским идеям и финансировал не только гитлеровскую партию, но и аналогичные политические структуры в Соединенных Штатах. В 1930-е годы на заводах «Опель» в Германии производилась автомобильная техника для нужд германской армии.

Таким манером, немецкая промышленность развивалась при самом активном участии американского бизнеса. Интересно, что американские корпорации контролировали практически все области, которые имели стратегическое значение в военном отношении. В случае начала войны автомобильная, радиотехническая, нефтехимическая промышленность скоро была бы переведена на военные рельсы. Учитывая же, что американские корпорации владели крупными долями в капитале немецких фирм, деловые сферы США в случае начала войны в Европе стали бы получать баснословные доходы. Ведь в условиях боевых действий военные заказы не останавливаются.

Природно, американские предприниматели прекрасно понимали, что большая европейская война способна реанимировать находящуюся в кризисном состоянии экономику США, дать труд миллионам безработных, обеспечить загруженность производственных мощностей, а самим воротилам гарантировать многомиллионные доходы.

Контакты между американскими деловыми сферами и элитой Третьего рейха были установлены на очень высоком уровне. Многие высокопоставленные деятели нацистской партии и германского руководства бывальщины связаны с американскими промышленниками и финансистами и лоббировали их финансовые интересы.

Еще в первой половине 1920-х гг. западные олигархи финансировали Национал-социалистскую рабочую партию Германии сквозь банки Швеции и Швейцарии. Кстати, обе страны в годы Второй мировой войны сохраняли нейтралитет и так и не были оккупированы гитлеровскими армиями, желая взять их под контроль вермахту ничего не стоило. После 1926 года ключевую роль в финансировании гитлеровцев стали резаться собственно германские банковские и промышленные структуры, тесно связанные с американским бизнесом.

В 1930 г. Ялмар Шахт посетил с визитом Соединенные Штаты. Он повстречался с американскими бизнесменами и обрисовал им свое видение возможной смены власти в Германии и утверждения Адольфа Гитлера на посту главы страны. Надо сказать, что американским финансистам идея смены власти и последующей борьбы с большевизмом и Советским Союзом пришлась по душе. По крайней мере, американские предприниматели сделались куда активнее вкладываться в развитие германской экономики.

В мае 1933 года Ялмар Шахт вновь прибыл в США. На этот раз американские партнеры организовали ему повстречаю с самим президентом США Франклином Рузвельтом. Этот визит главного банкира Германии в Соединенные Штаты был еще более удачным, чем предшествующий. Германия получила американские инвестиции на сумму более миллиарда долларов. Эти средства были направлены на развитие германской индустрии.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Шахт и Монтегю

Вслед за американцами подтянулись и англичане – в июне 1933 года Шахт встретился с главой Британского банка Н. Монтегю, после чего Лондон предоставил Берлину кредиты на всеобщую сумму в два миллиарда долларов.

Масштабы помощи Германии со стороны ведущих американских корпораций поражали. Так, «Стандарт ойл» вложила в Германию 120 млн долларов, «Дженерал Моторс» — 35 млн долларов, «ИТТ» — 30 млн долларов, «Форд» — 17,5 млн долларов. И надо соображать, что миллион долларов 1930-х годов – это отнюдь не современный миллион долларов.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Важную роль в сотрудничестве между американским бизнесом и германскими чиновниками играл барон Курт фон Шредер – представитель популярной в Германии и в США банкирской семьи. В США и в Великобритании находились филиалы банка Шредера, причем в американском филиале банка одно пора работал на руководящих должностях Аллен Даллес, который во время Второй мировой войны выдвинулся на очень значимые позиции в американской агентурной службе и отвечал, в частности, за разведывательные операции на территории Германии.

Чтобы иметь представление о масштабах влияния Шредера на германскую политику, довольно отметить, что персональный счет в банке Шредера имел сам фюрер Гитлер – как раз с 1933 года, когда он и пришел к власти. Банк выделял определенную денежную сумму на затраты шефа СС Генриха Гиммлера.

Без поддержки связанных с США немецких банков Гитлер, безусловно, не смог бы прийти к власти – любая политическая деятельность спрашивает немалых средств. Но НСДАП финансировалась такими банками как Deutsche Bank, Deutsche Kredit Gesellschaft, Henry Schroeder Bank of New York. Стоит отметить, что в ближний круг Шредера входили Карл Линдеманн и Эмиль Хелфриш. Эти люди руководили германскими структурами «Standard Oil», принадлежавшей Рокфеллеру, и они же заключались в «кружке Гиммлера», сочувствуя нацизму.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

В 1940 г. Курт фон Шредер был включен в совет директоров Третьего рейха по экономическим проблемам и в Управление почты рейха, которое отвечало за коммуникации и тесно сотрудничало с телефонной компанией «1Т&Т». Акционером телефонной компании был собственной персоной Вальтер Шелленберг (на фото) — начальство VI управления (Служба разведки за рубежом) Главного управления имперской безопасности РСХА.

Развитию филиалов компании «Форд» на территории Германии покровительствовал собственно рейхсмаршал Герман Геринг – человек, пользовавшийся в гитлеровской Германии колоссальным влиянием и замешанный в самых темных и грязных финансовых схемах, приносивших их участникам миллионные барыши.

Герингу было, за что благоволить американскому бизнесу. Самолеты «люфтваффе» заправлялись топливом, произведенным на американских предприятиях. И такая парадоксальная ситуация сохранялась даже после основы Второй мировой войны. Гитлеровская авиация, сражавшаяся с британскими самолетами в небе над Англией, летала на американском топливе.

Как американские корпорации поддерживали Гитлера

Увлекательно, что сотрудничество американских предпринимателей с США не прекратилось даже после того, как США вступили во Вторую мировую войну против Германии и ее союзников. Руководясь древним принципом non olet, американские компании продолжали сотрудничать с вражескими странами – Германией, Японией, Италией. Они выполняли заказы своих немецких партнеров, не брезгая поставлять им стратегически важные товары.

13 декабря 1941 года президент США даже издал специальный указ, который допускал ведение бизнеса с компаниями вражьих государств, если на то не было соответствующего запрета со стороны Министерства финансов США. Но в американском Минфине сидели тоже не глупые люд, которые прекрасно понимали, что война – войной, но для США это шанс обогатиться. Поэтому на контакты американских корпораций с гитлеровской Германией никто не обращал особого внимания. И американские корпорации продолжали исправно поставлять для нужд вермахта сталь и авиационные двигатели, топливо и каучук.

Увлекательно, что ни один танкер рокфеллеровской компании «Стандарт ойл» так и не был потоплен германскими подводными лодками. Не это ли свидетельствует о тех особых отношениях, которые водворились у Рокфеллеров, Дюпонов и прочих американских воротил с Герингами, Гиммлерами и Шелленбергами?

Поэтому и недоумевал на Нюрнбергском процессе Ялмар Шахт, помечавший, что если уж карать деловых людей за сотрудничество с гитлеровским режимом, то начинать можно и с американских промышленных и финансовых воротил. Ведь они, пока американские бойцы гибли на Тихом океане, а затем и в Европе, наживались, торгуя стратегически важными товарами и поставляя их гитлеровской Германии. Но к словам Шахта никто тогда не прислушался, поскольку все правила игры, как популярно, диктует победитель, а не побежденный.

Как только гитлеровская Германия была повержена, все вернулось на круги своя. Многие «бонзы» гитлеровского порядка, не говоря уже о промышленниках и финансистах, так и не понесли никакого реального наказания за свою поддержку фюрера. Более того, вскоре после победы над гитлеровской Германией США и Великобритания приступили к выстраиванию новоиспеченной политической системы в подконтрольной им Западной Германии. После создания ФРГ американский бизнес продолжил активное сотрудничество со своими западногерманскими партнерами. Но это уже совершенно другая история.

Источник


Как американские корпорации поддерживали Гитлера